Стр. 184 - 2

Упрощенная HTML-версия

184
В актерском искусстве сентиментализм выражался в усиленной чувствительности,
однако при сохранении многих прежних правил сценического поведения. Например, так же, как
и в классицистической трагедии, в сентиментальной драме (а позднее в драме романтической)
грим, интонации, мимика героя положительного резко отличались от отрицательного героя.
Главным для актера в сентиментальной драме было выразить сочувствие, жалость, умиление по
отношению к положительным, добродетельным персонажам. Особенно трогательно
разыгрывались сцены раскаяния, прощания и т. п. Так, большую популярность в Петербурге в
1800-х годах приобретает актриса
А. Д. Каратыгина.
Так же как и в литературе, век сентиментализма в русском театре был
непродолжителен. Однако отдельные черты этого художественного направления сохранялись
довольно долго и в драматургии, и в сценическом искусстве. Сентиментализм подготовил
распространение другого художественного направления -
романтизма
, оставившего более
значительный след в русском искусстве. Романтизм как художественное течение в русском
театральном искусстве распространяется преимущественно
со второго десятилетия XIX века.
В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую
общность с сентиментализмом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес
рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц.
Однако,
утверждая значительность человеческой личности с ее индивидуальным
внутренним миром, романтизм в то же время отдавал предпочтение изображению ис­
ключительных характеров в исключительных обстоятельствах.
Романтическим драмам, как
и романам, повестям, была присуща фантастичность сюжета или введение в него ряда
таинственных обстоятельств: появление привидений, призраков, всякого рода предзнаменований
и т п. Вместе с тем романтическая драма была скомпонована более динамично, чем классическая
трагедия и сентименталистская драма, в которых сюжет разворачивался в основном описательно,
в монологах действующих лиц. В романтической же драме именно поступки героев
предопределяли развязку фабулы, при этом происходило взаимодействие их с общественной
средой, с народом.
В рамках романтической драматургии можно выделить так называемое
«декабристское направление» К данному направлению относилось творчество
А. С. Грибоедова
.Именно поэтому «Полярная звезда» так восторженно приветствовала появление комедии «Горе
от ума». Талантливым драматургом декабристского направления был и
П. А. Катенин,
участник
тайных обществ, драматург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда
выдающихся русских актеров. Его трагедии «Ариадна» и особенно «Андромаха» были
исполнены вольнолюбивого и гражданского духа.
Пьесы князя
Александра Александровича Шаховского
(1777-1846) способствовали
формированию русской национальной комедии. Кроме того, Шаховской являлся членом
Российской академии (1810) и почетным членом Петербургской АН (1841). В его пьесе
«Крестьяне, или Встреча незваных» французский отряд вторгается в деревню. Русские крестьяне
во главе со старостой, который «служит Богу, царю-государю» разбивают неприятеля. Вскоре,
как объявляет руководитель крестьянского войска староста, «супостатов как не бывало, все
прибраны, одни на тот свет, другие - в полон, ныне в огне греются, другие в пруду купаются, а
кой-какие по улицам валяются». Вдруг приезжает помещик, граф-ополченец. Крестьянин Васи­
лий бросился его обнимать, но смутившись, отступил. На что граф ему говорит: «Обними меня;
детям не стыдно обнимать отца!». В результате, граф устраивает счастье Василия и дочери
старосты - Вари и уезжает в погоню за неприятелем.
Николай Алексеевич Полевой
(1796-1846) один из первых в России идеологов
буржуазного прогресса, осуждал дворянскую аристократию за отсутствие национального