18
Сложно найти формулу, объясняющую все своеобразие русского характера и культуры. Но это
своеобразие - несомненный бесспорный факт. Всякая национальная культура есть единство,
неслиянное ни с каким иным. Однако данное единство не может существовать замкнуто и
неподвижно. Оно раскрывается в многообразии и развитии. Множество факторов влияния в одном
тигле. Попробуем разобраться в этом множестве факторов.
Во - первых, укажем на
этнический фактор.
Это наименее устойчивый и наименее
определенный компонент русской культуры. Славянское и отчасти скандинавское происхождение
русичей отстаивают древнерусские летописи. Однако следует учитывать, что любая историческая
хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом. О «славяно-европейском»
характере, причем при доминировании славянского субстрата, говорил видный историк Б.А.
Рыбаков.
В настоящее время предпочтительнее концепция, согласно которой древнерусская народность
складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов: славянского, балтийского,
финно-угорского, а также при заметном влиянии германского, тюркского и северокавказского
этнических субстратов. Во многом, это результат соседства, а так же товарного и культурного
обмена с Хазарским каганатом, Волжской Болгарией и населением Скандинавии.
О преобладании славянского элемента можно говорить только в отношении прикарпатского и
приильменского районов. На остальных территориях Древней Руси картина либо не поддается
однозначной этнической идентификации ( как, например, в Приднепровье), либо свидетельствует о
наибольшем распространении балтийского или финно-угорского компонентов (как к востоку от
Валдая).
Обращают на себя внимание размышления по поводу русской антропологии известного
историка-мыслителя Георгия Петровича Федотова. Он подчеркивает противоположность
славянского и монголо-тюркского элементов. По его мнению, в психической структуре типичного
русского борются славянское и тюркское как легкое и тяжелое. «Славянству русский народ, может
быть, обязан своей музыкальностью, а татарам —скрытой силой темных страстей, которые время от
времени вырываются наружу. Женственной мягкости и лиризму, которые присутствуют в русской
душе, как славянское наследство, противостоит меланхолическая тяжесть, склонность к тоске и
разгулу. Кротость и жестокость парадоксально уживаются в русской душе»2.
Тема азиатского компонента русской антропологии звучит и в известном произведении
выдающегося поэта серебряного века А.А.Блока:
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, -
С раскосыми и жадными очами!
Мощным фактором, повлиявшим на формирование русского архетипа, явилась суровая природа
Восточно-Европейской равнины с её монотонным ландшафтом и небольшим по численности
населением. Данный фактор в истории России П.Я. Чаадаев назвал «причиной нашего умственного
бессилия», а историк С.М. Соловьев наказанием «истории - мачехи».
Для удобства анализа
географический фактор
можно разделить следующим образом:
1)
пространственный
2)природно-климатический
3)геополити
ческий
1)
Пространственный фактор,
именно
«степной простор»
с точки зрения все того же
Федотова, сильнее
всего определил характер России. «Бескрайность пространства, легкость
передвижения, отсутствие межей естественно воспитывали
любовь к воле
, в смысле отсутствия
внутренней дисциплины самоограничения; неспособность удовлетвориться законченными
формулами, метафизическую тоску по бесконечному. Все это основные черты русской культуры
новейшего времени»3.
Русский человек на протяжении веков мог уйти от любых законов, затеряться в бескрайных
просторах. Причем надо отличать понятия « воля» и «свобода». Для западной культуры характерна
2
Федотов Г. Судьба нашей духовной культуры // 1991. № 18 .С.38-43.
3
3 Федотов Г. «Судьба нашей духовной культуры» // 1991. № 18 .С.38-43.