Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

17
культурная «ломка» имела катастрофический характер, взаимно-противоположную направленность,
что придавало социокультурной динамике России особенно противоречивый, напряжённый и
радикальный характер.
Переход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущей перестройкой
предшествующих политических и социальных структур, но и энергичными мерами по отрицанию и
разрушению отвергаемого прошлого. Таков был вынужденный результат монголо-татарского
господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия
целеустремленной политики Петра I и его преемников. В дворянско-бюрократической империи были
отменены или ограничены прежние феодальные привилегии и порядки, создана новая социальная
иерархия на основе «Табели о рангах» и выслуги на государственной службе. Европеизация
осуществлялась через крайнее социальное и культурное расслоение «по вертикали»:
европеизированные и просвещенные «верхи» и закрепощенные, бесправные и темные «низы». В
свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночинной интеллигенцией, а
нарастающая буржуазия беспощадно рубила «вишневые сады» и обрекала на разорение «дворянские
гнезда».
Нарастание социальных противоречий и движений социального протеста зачастую
отражалось в отрицании господствующей культуры и культурном нигилизме.
Но дело не только в подобных разрывах русской истории. Глубокие разлады были присущи
самой русской культуре на разных её этапах. Многие глубокие противоречия возникали в результате
«наложения» двух или даже нескольких культурно-исторических образцов, когда один этап ещё не
завершался, а другой уже начинался. В российской цивилизации это стало постоянной,
типологической чертой: язычество в Киевской Руси сосуществовало с христианством; резкая
модернизация в петровской России сочеталась с глубоким традиционализмом средневековой Руси; в
советское время западноевропейский марксизм соединился с российским почвенничеством и
религиозным фундаментализмом, породив сталинский тоталитаризм. Периоды параллельного
сосуществования разных парадигм длились десятилетия и даже века.
Именно эти разлады и
противоречия и создавали разнообразие национально-духовной жизни России.
Бердяев говорит об «изменении типа цивилизации», но это заявление нельзя понимать
буквально. Тип российской цивилизации не менялся, он находился в процессе становления,
определенной эволюции, а потому не оставался неизменным. Менялись культурно-исторические
этапы.
Несмотря на особую прерывистость в развитии русская культура и цивилизация за свою
тысячелетнюю историю сохранили вполне определенное единство. Основу этого единства
составляет менталитет русской культуры.
Национальный менталитет
- это глубинные структуры культуры, определяющие на
протяжении длительного времени её этническое или историческое своеобразие. Менталитет остаётся
постоянным в своей основе. Он характеризует манеру мыслить, устойчивые интеллектуальные
стереотипы, специфику национального миропонимания. Так, для русского менталитета характерно:
> языческое мировоззрение, магическое мышление;
^ приоритет коллективизма в общественном сознании;
^ толерантность в культуре, религии;
> притязание
быть
самостоятельной
цивилизацией,
изоляционистское
мышление,
ротивопоставленность всем;
> «максимализм» устремлений, утопизм социокультурных проектов;
^ эсхатологиям - стремление к «последним», крайним вопросам и решениям на грани жизни и
смерти («пан или пропал»);
> высокая коммуникабельность, прямодушие, честность, гостеприимство, непритязательность
народа.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ