16
времени прекратил свое существование). В этом случае культурное и историческое движение
трактуется
не как прогрессивное, эволюционное, а как циклическое
. Другими словами,
по теории
Гумилева,
развитие культур (цивилизаций) связано с вызовом истории. И в зависимости от того, как
ответит на вызов истории та или иная этническая общность, зависит её дальнейшая судьба. Для
России таким судьбоносным вызовом истории было монголо-татарское иго. Именно иго создало
ситуацию, которая позволила русским осознать свое единство, свои национальные интересы и свое
отличие от других «нерусских». Именно иго провоцировало увеличение числа русских
«пассионариев» - наиболее активных представлений русской культуры, носителей наиболее
значимых русских ценностей.
Существуют также и другие
периодизации, основанные на циклических изменениях культуры.
Циклические изменения, как один из вариантов динамики имеют место в каждой культуре, хотя и в
разных масштабах. Но российскому обществу эти изменения оказались присущи в особенно
сильной степени. Именно глубокая противоречивость русской культуры и отсутствие в ней
сформированного срединного начала придало такой размах циклам российской истории. Следует
помнить при этом, что
в ходе циклических или же инверсионных (т.е. изменяющих направление)
процессов соперничающие стороны конфликта лишь временно устраняются с политической
сцены, но никуда не исчезают, а сохраняются и по сути дела составляют фундаментальную
структуру цивилизации.
Инверсионный характер, по мнению некоторых исследователей, носило уже введение
христианства, осуществленное по инициативе центральной (княжеской) власти, как ее «выбор»,
означавший «ниспровержение прежних идолов». Но и в дальнейшем
смена столиц, типов власти и
социально-политического устроения во многом протекала через радикальный отказ от
прежнего достояния и утверждение принципиально нового устроения
.
Развитие российской цивилизации и культуры
носит преимущественно дискретный
(прерывистый) характер. Выдающийся мыслитель XX в.
Николай Александрович Бердяев писал
в
своей знаменитой работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.): «Историческая судьба
русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом,
через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории ... нельзя найти
органического единства». Бердяев насчитывал в истории России «пять разных Россий»: Россию
киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и
Россию советскую. «Разные России» - это отличающиеся друг от друга стили культуры или
культурно-исторические парадигмы. Сегодня выделяют девять парадигм:
■ Русь языческая,
■ Русь киевская,
■ Русь татарского периода,
■ Русь московская,
■ Россия петровская, императорская,
■ Россия «серебряного века»,
■ Россия советская,
■ Русская эмиграция (русское зарубежье),
■ Россия посттоталитарная.
Каждый
период отличается от других и характеризуется социокультурным своеобразием и внутренним
единством. И переход от одного замкнутого в себе этапа к последующему невозможен постепенным,
эволюционным путём: это каждый раз резкая, внезапная «ломка» целостной и единой
социокультурной системы, или, сказать иначе, революционная смена культурно-исторической
парадигмы. Вся история русской культуры - это многочисленные поворотные пункты: 1) Крещение
Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и утверждение русского
самодержавия; 4) религиозный Раскол и начало Петровских реформ; 5) отмена крепостного права; 6)
Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» 30-х гг. - начало советского тоталитаризма;
8) Август 1991 г. - крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ. Каждая