Стр. 15 - 2

Упрощенная HTML-версия

15
Выяснилось, что цивилизация не является абсолютным благом. Она несёт силы, разрушительные для
культуры и для самого физического существования человечества. Культура оказалась подчинена
цивилизации и погрузилась в глубокий всеобщий кризис.
4.
В начавшем с последней четверти ХХ в. свой путь постиндустриальном общ
предстоит поднять значение культуры до уровня, когда она будет оказывать воздействие на все
цивилизационные механизмы.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ РУССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Человеческая культура - это сложное образование. Она состоит из множества культур
различных народов. Впервые эту идею высказал русский учёный Николай Яковлевич Данилевский (
«Россия и Европа», 1868 г. ). В циклическом развитии народов он выделял культурно-исторические
типы, связанные с особенностями характера народа и имеющие свои линии развития. Между ними
существуют общие черты и связи , выражающие общечеловеческое, и каждая из них вносит свой
вклад в общую сокровищницу человечества. Теория Н.Я.Данилевского оказала сильное влияние на
творчество многих мыслителей. О несоизмеримости культур, имеющих свои прасимволы (души) и
свои фазы развития, писал О. Шпенглер. А.Тойнби расчленил историю человечества на локальные
цивилизации, каждая из которых проходит в своём развитии четыре стадии: возникновение, рост,
надлом и распад, после чего она гибнет, а её место занимает другая цивилизация. Полицентризм
культур и цивилизаций признавал Л.Гумилёв, рассматривая Россию-Евразию одним из центров
мира, ритмы которого определяются пассионарными толчками («пассионарность» - органическая
способность людей к напряжению, жертвам ради высокой цели.).
Итак, каждая локальная цивилизация имеет свой ритм развития, отличающийся от
общемирового. Россия всегда отставала в развитии от эпицентров мировой цивилизации, при этом
разрыв то сокращался, то увеличивался. По данным исследователя Ю.В.Яковца изначальный разрыв
при вступлении России в неолитическую цивилизацию составлял две тысячи лет, что было связано с
поздним отступлением ледника с Восточно-Европейской равнины. Такое отставание вынуждало
двигаться быстрее. И в период раннефеодальной цивилизации Киевская и Новгородская Русь
вплотную приблизились к эпицентру. Но монголо-татарское иго отбросило развитие Руси на 2-3 века
назад. В ХУП-ХУШ вв. Россия совершила рывок вперед и вошла в число лидирующих стран. Перед
кризисом 90-х гг. ХХ в. отставание составляло 20-30 лет, затем резко увеличилось.
Темпы развития цивилизации и культуры не всегда совпадают. В России тенденции культурно -
исторического развития часто опережали цивилизационные и вступали с ними или в неразрешимые
противоречия, или в необъяснимые альянсы.
Русская культура стала выделяться в особый тип в IX— XI вв. в процессе образования
государства у восточных славян и приобщения их к православию. По поводу стадий развития
русской цивилизации в современной науке существуют разные точки зрения. Одни ученые считают,
что с IX в. Русь представляла собой единое культурное пространство. При этом для них
определяющим фактором является форма политической организации. В данном случае выделяются
следующие этапы развития русской культуры:
Древняя Русь
(IX-XIII вв.),
Московское царство
(XIV-XVII вв.),
Имперская Россия
(с XVIII в. и по сей день).
Другие исследователи утверждают, что до XIII в. существовала одна
«русско-европейская», или
«славяно-европейская» цивилизация, а с XIVв - другая: «евразийская», или «российская».
В частности, согласно «пассионарной» концепции Л.Н. Гумилева, в XIV в. начинается генезис
русского народа и российского супер-этноса (а прежний, славянский по характеру этнос, к этому