Стр. 14 - 2

Упрощенная HTML-версия

14
6) Цивилизация как наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой
самый высший уровень культурной идентичности людей
Современный американский
исследователь Самюэль Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего
ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства
людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Следующую ступень составляет
уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. По сути речь идёт о
метакультурах, для которых свойственно то, что они имеют надэтнический характер и объединяют
разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. Так, на основе языковой общности
сложилась испанская
метакультура (Испания и ряд стран Латинской Америки), общности
природных условий - метакультура горных народов, религиозной общности - буддийская,
христианская, исламская метакультуры.
По мнению Хантингтона, человечество вступает в эпоху «столкновения цивилизаций».
Наибольшей остроты достигают конфликты в полосе столкновения исламской цивилизации с
другими цивилизациями. Центральной осью мировой политики станет в будущем противостояние
Запада и остального мира.
В русской литературе слово «цивилизация» используется во всех указанных смыслах.
Однако по сложившейся традиции обычно называют цивилизацией не просто культуру как таковую,
а общество, характеризующееся специфичной для него достаточно развитой культурой.
Взаимоотношения между цивилизацией и культурой
исторически изменялись. В этом
процессе выделяют четыре основных этапа.
1.Первобытному состоянию общества соответствует доцивилизационный тип культуры.
Для него был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нераздельности
материальной и духовной форм жизни людей. Действия и предметы, материальные по своей сути,
одухотворялись человеком, который ещё не знал принципиальных различий между трудом и
заклинанием, оберегом и украшением.
2.
В традиционных культурах докапиталистического общества начинают заро
цивилизации. К
признакам цивилизации
относят общественное разделение труда, развитие рынка,
появление государства, формирование норм, традиций, верований и способов трансляции культуры,
прежде всего письменности. Все эти радикальные изменения были связаны с рождением города.
Таким образом, цивилизация явилась более высоким уровнем развития культуры. Она представляла
тот слой культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни:
структура производственной деятельности, социально-управленческая деятельность, репрессивная
деятельность юридических учреждений, работа религиозных организаций, научная, образовательная,
военная, медицинская деятельности, спортивная и досуговая службы. Это означает, что цивилизация
находилась не вне культуры, а внутри неё, представляя собой систему обслуживающих культуру
механизмов.
3.
В индустриальной цивилизации периода утверждения и распространения зр
капиталистического общества (сер. ХУП- ХХ вв.) наблюдались противоречивые тенденции. С одной
стороны - освобождение творчества от жестких религиозных канонов и восприятие гуманизма
Возрождения. А с другой - постепенная утрата гуманистических традиций под воздействием
машинной цивилизации. Технический прогресс и информационные взрывы, растущая подвижность
населения и унификация образования привели к подрыву основ аристократической и народной
культуры, всеобщему её усреднению, шаблонизации, к утере её самобытного национального и
локального характера, разрыву культурных традиций.
Цивилизация, имевшая в основе своей развитие интеллекта на всех уровнях культуры,
привела к вытеснению интеллекта из культуры и к активизации физиологических реакций.