Стр. 13 - 2

Упрощенная HTML-версия

13
2)Цивилизация как обозначение конкретной культуры, существовавшей ранее или
существующей в настоящее время, с её особенностями материальной и духовной сферы.
Как и
в первом случае понятия «цивилизация» и «культура» совпадают, но за ними стоит уже
конкретное
содержание.
Другими словами, это не цивилизация вообще, а
конкретная цивилизация.
Например: античная цивилизация, современная цивилизация.
3)
Цивилизация как ступень в классификации общественного развития, следующа
варварством.
В соответствии с теориями Льюиса Генри Моргана и Фридриха Энгельса человеческое
общество развивается прогрессивно и единообразно: все народы в своем историческом развитии
проходят одни стадии: дикость, варварство, цивилизация. По Моргану, переход от дикости к
варварству начинается с изобретения гончарного производства. А ступени цивилизации общество
достигает с появлением письменности.
4) Цивилизация - это материальная, утилитарно-технологическая сторона общества,
противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы.
На рубеже Х1Х-ХХ вв.
в немецкой литературе (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.) распространилось представление о
цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку
развитием общественного производства. С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное
содержание цивилизации, тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, формирует и
удовлетворяет его духовные запросы; цивилизация же снабжает людей средствами существования,
удовлетворяет их практические нужды. Отсюда вытекает различие в трактовке культурности и
цивилизованности индивида. Культурным человека делает его «внутренняя культура»
-
превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и
поведения личности. Цивилизованный же человек обладает лишь «внешней культурой», т.е. он
способен соблюдать нормы и правила приличия, принятые в обществе, но, поскольку они не
являются для него внутренней необходимостью, то при случае могут быть легко нарушены.
5) Цивилизация как эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности
культуры.
В 1918 году была опубликована книга
О.Шпенглера «Закат Европы»,
в которой автор
дал классическое противопоставление понятий «культура» и «цивилизация». Под культурой
Шпенглер понимал неповторимые, замкнутые организмы, выражающие коллективную «душу»
народа и проходящие определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая,
органическая культура перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в которой
господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие, унификация
и окостенение. Цивилизация, таким образом, выступает как последняя стадия развития всякого
социокультурного мира, эпоха его «заката», погружения в «механическое», бездуховное
существование.
Сходные представления развивались в России
Питиримом Александровичем Сорокиным.
Питирим Сорокин - социолог, лидер правых эсеров, эмигрировавший из России в 1922г, утверждал,
что современная культура переживает общий кризис. Он связывал это с развитием материализма и
науки. Однако, в отличие от Шпенглера, настаивавшего на необратимости смертельной агонии
западной цивилизации, Сорокин полагал, что данный кризис - есть только очередной этап развития.
Кризис будет преодолен с помощью перехода к новой, идеациональной культуре,
основанной на духовных ценностях и религии.
Время перехода, согласно Сорокину, отличается
культурной поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». В
результате, в такие эпохи на первый план выходит необходимость объединения сил «позитивного
полюса», сохранивших систему ценностей, основанную на «чувстве нравственного долга и Царства
Божия». По Сорокину, есть лишь
один способ ускорить приход идеациональной культуры —это
распространение в мире альтруистической любви.