Стр. 12 - 2

Упрощенная HTML-версия

12
обработка почв, пути сообщения и средства транспорта, связь и средства связи, оружие), культура
быта и места жительства (жилища, дома, деревни, города, одежда, утварь), физическая культура
(развитие речи, правила гигиены, физкультура и спорт, медицина), культура воспроизводства
человечества (способы поведения человека в сфере интимных отношений).
2. Духовная культура
включает в себя интеллектуальную культуру (проектирование
технических сооружений и машин, моделирование социальных преобразований и политического
устройства), познавательную (наука, знания о природе, обществе, человеке), педагогическую
(воспитание людей), нравственную (мораль, ценности), правовую (право, нормы, традиции, обычаи),
религиозную (вера).
3. Художественная культура
- литература и искусство (прикладное, архитектура,
живопись, скульптура, музыка) - особая форма культуры, в которой органически соединяются
материальное и духовное.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В настоящее время актуально изучение крупных социальных и культурных феноменов,
существующих в виде целостностей. Н.Данилевский называл их культурно-историческими типами,
О.Шпенглер - развитыми культурами, А.Тойнби - цивилизациями, П.Сорокин - метакультурами.
Эти суперсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной
группой. Они выходят за рамки географических или расовых границ. Кроме того, в истории
человечества исследователи выделяют гигантский доцивилизационный период культурогенеза,
насчитывающий, по последним археологическим данным, более четырёх миллионов лет. Период
цивилизационного развития составляет около десяти тысяч лет.
Что же означает понятие «цивилизация» и как оно соотносится с понятием «культура»?
Слово «цивилизация» произошло от латинского «civilis» — гражданский,
государственный. В научной литературе оно не имеет однозначного толкования и используется в
разных смыслах:
1) Цивилизация как синоним культуры, указывающий на уровень развития. Французские
просветители использовали понятия «цивилизация» и «культура» для характеристики
состояния общества, противоположного «дикости» и «варварству»
. Для них цивилизация и
культура одинаково отражали разумность общественных порядков и политических учреждений, а
также достижения в области науки и искусства. Но уже в рамках эпохи просвещения возникла
критика культурности, то есть цивилизованности. Например,
Жан Жак Руссо
в работе «Рассуждения
о науках и искусствах» (1750) впервые сформулировал главную тему своей социальной философии
— конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие
манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные
потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса,
считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Затем, в «Рассуждении о
происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) он противопоставил так
называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному),
вызванному развитием культуры и цивилизации. Простоту и чистоту нравов народов, следующих
патриархальным традициям, Руссо противопоставлял моральной развращённости цивилизованных
(культурных) наций.