Стр. 166 - 2

Упрощенная HTML-версия

166
Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы
образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и
четырехклассных школ, на время снявшая проблему начального образования, в больших городах
открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и
пр. Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в
целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования.
В XIX столетии
руководство системой образования становится особой сферой
государственного управления.
Специальным указом
1803 г.
были созданы шесть учебных
округов, во главе которых стояли
попечители
. В каждом из округов были открыты три разряда
начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным:
приходские училища, уездные училища, классические гимназии.
Окончание гимназий
открывало дорогу в университет. В начале XIX века в стране было открыто
5 новых
университетов:
в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге.
В начале века продолжает развиваться
система закрытых учебных заведений для
дворян.
Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них - Царскосельский.
Выпускником его был А. С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали
домашнее
образование
. Для них специально приглашали учителей.
Увеличивается количество военных учебных заведений,
обучение в которых
проходили в основном молодые дворяне. В 1832 г. была открыта Императорская военная
академия, а в 1855 г. открыты Артиллерийская и Инженерная академии.
Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в
специалистах технических специальностей. В I половине XIX в
. увеличилось количество
профессионально-технических учебных заведений.
В начале 30-х гг. в Петербурге были
основаны Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический
институт, Институт инженеров путей сообщения. Горная школа, основанная еще в XVIII в., была
преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая
академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище (ныне МВТУ
им. Баумана).
Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль
государства. Министром образования графом С. С. Уваровым была сформулирована «теория
официальной народности», три «столпостены» которой «православие, самодержавие,
народность» должны были стать основой государственной политики в сфере образования и
печати. В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения
крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником
«неблагонадежности». Большую долю среди студентов и профессоров университетов составляли
разночинцы, это создавало угрозу возможных беспорядков. В 1835 г. университеты были
лишены статуса внутренней автономии. Была повышена плата за обучение. Преподаватели,
вызывавшие сомнения в плане лояльности властям немедленно увольнялись.
Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60-70-х гг.
XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России,
активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс,
трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили
необходимость изменений и в системе образования.
Реформа в области образования
явилась одной из важнейших среди комплекса
преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В
1864 г.
было опубликовано