167
«Положение о начальных народных училищах»,
согласно которому в России расширялась сеть
начальных учебных заведений, которые делились на
три вида
:
1) земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений,
2) церковные школы,
3) народные училища Министерства народного просвещения.
Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне
разделялись на
два типа:
1. Классические гимназии - в них основной упор делался на изучение предметов
гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и
латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников.
2. Реальные училища, программа которых отличалась от гимназической большим
вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В
реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии.
Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные
училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения.
В 1896 г .
к названным типам учебных заведений добавились
коммерческие училища,
открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере
женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются
женские
прогимназии и гимназии.
К началу 60-х годов
в стране было уже
семь университетов:
в Москве, Санкт-
Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты
университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в
Перми. В
1863
г. вступил в действие
новый университетский устав,
расширивший права
университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось
количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические
институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным
новшеством было
появление высшего женского образования.
До этого в высшие учебные
заведения принимали только мужчин. Открываются высшие женские курсы. Наибольшей
известностью в Москве пользовались курсы профессора В. И. Герье, открытые 1872 г., а в
Петербурге «Бестужевские курсы» (1878 г.)., названные так по имени их официального
руководителя историка профессора К. Н. Бестужева-Рюмина.
В рамках рассматриваемого вопроса нельзя не сказать о родоначальнике научной
педагогики в России,
Константине Дмитриевиче Ушинском
(1824-1871). Сторонник
демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической
системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат труды по педагогике и
учебники для школ, выдержавшие десятки изданий. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н.
Толстой.
Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х
годов уровень грамотности составлял всего 5%, то
к концу века
(1897 г.), благодаря усилиям
земских учителей и просветителей из духовенства,
грамотные составляли уже 21% всего
населения
России. При этом жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким.
Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами
запада Россия продолжала оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.