165
Развитие светской интеллектуальной жизни в России привело к появлению особого
феномена - интеллигенции. Как специфическая общественная группа, она имеет несколько
признаков. Во-первых, это образованные люди, которые профессионально занимаются
интеллектуальным трудом. Во-вторых, они делают это вне системы государственной службы.
Особенностью русской интеллигенции были ее социальные истоки, в качестве которых
выделились две социальные группы: образованные и обедневшие дворяне (современники
называли их «кающимися дворянами») и средние слои населения, получившие какое-либо
образование (разночинцы).
Богатыми были менее 1% дворян. Значительная часть выходцев из дворянского
сословия должна была зарабатывать себе на жизнь интеллектуальным трудом: литератора, ху
дожника, профессора, архитектора, музыканта. Оставалось только звание дворянина. Поскольку
они оказались практически вне своего сословия, их в обществе и называли «кающимися
дворянами».
Разночинцы
-
это
дети
офицеров,
чиновников,
крестьян,
купцов,
священнослужителей, которые сумели получить образование и зарабатывали себе на жизнь
интеллектуальным трудом. Они часто не понаслышке знали, что такое бедность и униженность,
поэтому высоко ценили трудно доставшееся образование.
Таким образом, первой чертой русской интеллигенции стала ее оторванность от
других социальных групп, т. е. маргинальность. Отсюда и природная черта русской
интеллигенции - дистанцированность от государства, радикально отличающая ее от прежних
просветителей. Сотрудничество с властью всегда оценивалось чрезвычайно низко в
интеллигентской среде. Русская интеллигенция с самого начала формировалась в оппозиции к
власти и неприятии всего официального. Наконец, невостребованность интеллигенции в
чиновничьем государстве, бессилие изменить к лучшему устройство общества вызвали у
интеллигенции чувство вины и долга по отношению к народу. Главным для интеллигента в
России стало не собственно знание, а знание для пользы народа. Также отметим и приоритет
нравственных мотивов в интеллектуальной жизни как ещё одну черту русской интеллигенции.
Книга, мысль стали центром нового «интеллигентского» типа культуры, который
сформулировал русскую идею, альтернативную официальной народности. Появляются
общественно-политические кружки, объединяющие людей вокруг лидера или вокруг идеи.
Специфически интеллигентской формой интеллектуальных коммуникаций 40-х гг. стали
публичные лекции университетской профессуры: историков-западников Т.Н. Грановского и К.Д.
Кавелина. Оба профессора обладали ораторским талантом и умением вести диалог со
слушателями. Вокруг них сформировались студенческие кружки.
С появлением интеллигенции центр высокоинтеллектуальных размышлений
постепенно перемещается в университеты. Только в Московском университете в 40-е гг. училась
1000 студентов. Дети потомственных дворян занимали среди них менее 20%. Основную массу
составляли дети разночинцев, священнослужителей, купцов, мещан, восприимчивые к идеям
свободы, склонные к проявлениям фронды.
Появились молодежные кружки, которые занимались не только размышлениями, но
и ставили вопрос о политическом действии. Их суждения отличались большим радикализмом и
нередко привлекали внимание полиции. Такой кружок сформировался на знаменитых
«пятницах» М.В. Буташевича-Петрашевского.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОСЛОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ