Стр. 164 - 2

Упрощенная HTML-версия

164
Рационализм европейского мира, по их мнению, способен загубить особую
духовность России. Славянофилы выступали за реанимацию истоков русской культуры,
очищение их от напластований лицемерного официоза, от казенных юридических норм как
петровских, так и послепетровских времен.
Воспитанные в рационалистическом духе интеллигенты-западники (профессора Т.Н.
Грановский, М.Г. Павлов, М.М. Стасюлевич, критики и мыслители Д.И. Писарев, Н.А.
Добролюбов, А.И. Герцен и др.) исходили из признания единства мировой истории и
включенности России в единый мировой процесс. По своим российским корням они
типологически были близки соратникам Петра I. Русский традиционализм они пытались
сокрушить, призвав на помощь западный опыт.
Ключевым понятием в их теориях стал прогресс. Прогресс являлся для них
основным критерием для отбора тех европейских идей, которые России следовало усвоить в пер­
вую очередь. Такими идеями стали либеральные концепции «гражданского общества»,
гражданских прав, конституции — все, что позволяло России стать вровень с европейской
цивилизацией. Следовало разработать оптимальные пути их «вживления» в ткань российского
общества.
Западники отстаивали ценность свободы личности без этого, по их мнению, будет
мертво любое общественное устройство. Не стала исключением и русская община, на которую
возлагали столько надежд славянофилы. «Община - это детище земли - усыпляет человека,
присваивает его независимость».
Заслугой славянофилов стало изучение крестьянской культуры и отношений внутри
общины, которую всерьез никогда не изучали. Энтузиасты общинной идеи внесли огромный
вклад в изучение народной культуры: собирали фольклор, сказки, приметы, предметы быта,
записывали обряды и обычаи, разговорный язык крестьян.
Заслугой «западников» перед русской культурой стало усвоение многих новых идей
и интеллектуального опыта Европы, перевод книг европейских писателей и мыслителей
(Шеллинга, Гегеля, Гете и др.), издание энциклопедий, справочников, стремительное развитие
естественных наук в России. С идеей «прогресса» в Россию пришла и социалистическая идея,
которая получила форму народничества, а позже - марксизма. С обоснованием приоритета
личности в России стали утверждаться либеральные идеи, появились сторонники
реформаторского пути развития.
Западников и славянофилов сближало то, что они были оппозиционны самодержавному
государству с его идеей официальной народности, а также абсолютная нетерпимость к чужому
мнению, нежелание «вслушаться» в доводы собеседника.
Происходит усложнение структуры русской культуры. В ней начали выделяться три
не всегда совпадающих пласта: государственно-официальный, общественный (дворянская и ин­
теллигентская культура) и народно-крестьянский. Формирующаяся национальная идея несла в
себе внутреннее противоречие, что таило угрозу раскола.
Во второй четверти XIX века все более явным становится «веерное» развитие
культуры. Двойственный исток - самобытность и европеизм - стал важнейшим фактором
многокультурия. Множественность и вариативность - главные характеристики русской
культуры XIX века. Стратегическим направлением культурного развития становится поиск
синтеза, объединения, национально-культурного единства. Но путь к синтезу лежал через
многочисленные расколы и конфронтации.