160
Начало века в России было отмечено устремлением к героическому, возвышенно
прекрасному, овеяно ощущением обновления. Неоднозначные события Французской революции
одновременно пугали и подогревали интерес и к либерализму, и к реформаторским устремлениям
молодого царя. Возродились просвещенческие идеи о идеальном обществе, проживающем в мире и
согласии, о воспитании чувства долга перед Отечеством и семьёй. Параллельно в искусстве набирает
силу новая волна классицизма -
неоклассицизм
. Наиболее отчётливо неоклассицизм проявился в
архитектуре (петербургский и московский ампир), меньше в живописи. Для Боровиковского рубеж
XVIII — XIX веков - время апогея его славы и появления новых, неоклассициских тенденций в
творчестве. В портретах художника наблюдается
стремление к большей определённости
характеристик, строгой пластичности, даже скульптурности форм.
Изнеженная
живописность сменяется выраженной объёмностью и звучностью плотных цветов.
Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных
несёт в себе черты прежнего и нового стиля
мастера. Данный портрет написан на фоне привычного для сентиментализма природного ландшафта.
Но здесь уже конкретная бытовая ситуация: в руках девушек ноты и гитара. Этот приём позднее
будет развит В.А. Тропининым. Бело-голубое и серое платья девушек, красно-коричневая плоскость
гитары, лилово-розово-сиреневая шаль, голубое небо и тёмная зелень - всё это большие локальные
цветовые пятна. Силуэты чётче, а объёмы выпуклее, чем на портретах 1790-х годов. Так начинался
период ампирного портрета.
В 1800 —1810-х годах Боровиковский пишет в основном
семейные портреты.
При
сохранении индивидуальных черт персонажей в портретах прослеживается стремление к героизации
образов в соответствии с некими идеалами. Так, решение образов в
портрете графини А.И.
Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой
подчинено идеалу святости семейных уз.
Пластический язык необычайно лаконичен: линейный ритм построен на плавных текучих линиях,
монументальность усиливается выдвижением фигур на первый план, формы объёмны, статичны, что
подчёркнуто замкнутым интерьером, пришедшим на смену пейзажному фону прошлых лет.
Боровиковский писал как камерные, так и парадные портреты. Его по праву можно
считать историографом эпохи. Для парадных, в основном мужских, портретов художнику позируют
цари и царедворцы, военные и отцы церкви. Ценность таких портретов в передаче атмосферы
национального подъёма и гражданского идеала конца ХУШ - начала XIX века, что роднит их с
классицизмом или зарождающимся романтизмом. Однако и они несут в себе сентиментальный
настрой, чувственность и человечность. В своих портретах мастер умел сочетать условность
композиции с правдивой характеристикой модели. Образы, созданные Боровиковским, отличаются
совершенством пластического решения.
Образцом парадной портретной живописи считается
портрет «бриллиантового»
князя Александра Борисовича Куракина
. Князь изображён при всех орденах и регалиях, рядом с
шубинским бюстом Павла I, на фоне Михайловского замка. Образ суворовского
генерала Ф.А.
Боровского
полон достоинства и великодушия. В целом эти и другие портреты художника отличает
изысканность цветовой гаммы и разнообразие деталей костюма. Здесь мы увидим и синий мундир,
и серый бархатный кафтан, и великолепное золотое шитьё, и яркую красную орденскую ленту, и
серебристый мех и т.д. При этом всё это не отвлекает от психологической характеристики лиц на
портретах. Царственное сочетание красного, золотого, синего и белого в портрете Куракина не
умаляет высокомерия и лукавства образа искушённого царедворца и интригана.
В творчестве Боровиковского находят своё завершение идеи и методы портретирования,
сложившиеся в XVIII столетии:
идея «естественности человека», патриотизм и представление о
разумном начале бытия.
Но идеалы, выдвинутые просветительской эпохой, идеи взаимосвязи и
строгой регламентации моральных и гражданских обязательств не выдержали испытания жизнью,
как и всякая другая идеология, не учитывающая человеческих слабостей и всего разнообразия
реальной жизни. Для художников нового века интересен, прежде всего, внутренний мир персонажей,