159
блеск позументов, орденов и лент, правдивое изображение черт лица и выразительность
взгляда —всё это соответствует эстетическим идеалам эпохи.
В 90-х годах
в русской живописи проявляются
черты сентиментализма.
Новое направление
несет с собой обостренный
интерес к отдельной личности,
а не к человеку вообще. Главное
внимание привлекает не разум, а
мир чувств.
Окружающее воспринимается преимущественно
эмоционально, а не аналитически. Сам духовный строй обретает особую окраску — утонченно
лирическую, интимно камерную, тронутую печатью грусти. Усиливается
влечение к природе,
воображение все больше пленяет мысль о единении с нею, уединении на ее лоне. Это превращает
пейзаж в очень существенное выразительное средство портрета. В портрете сентиментализма как бы
слышатся тишина природы, шелест листьев, шорох ткани, звон гитарных струн - особый прием,
повышающий эмоциональность изображения, подчеркивающий задумчивость, иногда
меланхоличность модели.
Для русского портрета 90-х годов вообще, и его сентименталистской ветви в частности,
характерно
высветление гаммы, предпочтение холодноватым цветам.
Сентименталисты
несколько больше других мастеров портрета склонны к подчеркнуто нежным цветовым сочетаниям.
Черты сентиментализма более ясно выступают в женском портрете, что определяет его особую роль
в рамках этого направления.
Создателем сентиментального портрета
стал
Владимир Лукич Боровиковский
(1757-1825). Он отказывается от нейтрального фона или дворцовой обстановки, показывая людей
отдыхающими или мечтающими среди природы, в простой шляпе, с цветком или яблоком в руке.
Вместе с тем, пейзажное окружение в его работах — это парк родового имения, а «простой» наряд -
изящное творение искусных мастериц. Тихая мечтательность его портретов означала собою
открытие и утверждение неизвестных до того в русском искусстве тонких переживаний человека.
Портрет М. И. Лопухиной
- один из самых обаятельных женских образов русской
живописи XVIII века. Он чарует не только самобытной красотой модели, но и мастерством
художника. Меланхолическая поза Лопухиной, ее томный взгляд, бледные розы у левой руки, явно
придуманный художником пейзаж — поле золотой ржи с синими васильками, от которого веет
поэзией сельской жизни, — все это создает у зрителя особое настроение мечтательности и легкой
грусти. Способствуют этому и чисто живописные средства. Холодная, блеклая гамма красок,
неяркий, словно лунный, свет, легкая воздушная дымка, застилающая пейзаж, создают своеобразную
музыкально-поэтическую атмосферу картины. Образ Лопухиной кажется напоенным тишиной и
томностью, он спокоен, мечтателен и полон грусти. Горделивая небрежность и изящество позы,
своенравное выражение задумчивого лица - всё построено на сложнейших цветовых нюансах и
светотеневых градациях.
Совершенно необычно для того времени Боровиковский трактует образ императрицы в
своём портрете
Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке.
Художник показал царицу
простой «казанской помещицей» (которой она любила казаться в последние годы жизни), одетой в
теплый салоп, гуляющей в собственном парке с любимой собачкой. В портрете подчеркнуты
интимность настроения, домашняя простота.
Со временем у Боровиковского вырабатывается
определенный
канон женского
портрета
: поясной, редко поколенный срез портрета; героиня опирается на что-либо, например, на
тумбу; в руке - цветок или плод; одежды лёгкие, воздушные, пастельных тонов; задумчивое лицо;
фон природный; фигура располагается на стыке светлого (небо) и тёмного (деревья). Художник
любит сочетание белого с розовым или с голубым, жемчужно-серого с бледно-пунцовым, цвет
слоновой кости, тусклое золото, тона неясные, перламутровые, дымно-лиловые. Его живопись
отличается ясной пластичностью формы, изысканностью, прекрасной передачей воздушной
атмосферы. Повторяющиеся
в портретах приёмы не мешают автору создавать конкретные
индивидуальные образы женщин разного возраста и положения.