Стр. 158 - 2

Упрощенная HTML-версия

158
студентов, основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве. На фоне последнего и
изображён Демидов в портрете Левицкого.
Страстный любитель цветов, на портрете Демидов стоит возле стола с лейкой, книгой и
цветочными луковицами. Величественным жестом он указывает то ли на горшок с цветами, то ли на
Московский воспитательный дом. Горшки и Дом в аллегорической форме объединяют
просветительские идеалы: возделывание сада и возделывание чувств, соединение частной жизни с
общественной. Левицкий показал Демидова в горделивой позе, на фоне колонн и драпировок
(соответственно парадному портрету классицизма), но в то же время в халате и домашних туфлях, в
колпаке на бритой, без парика, голове.
Это
не соответствует традиционной схеме
репрезентативного портрета.
Более того, не соответствует канонам и выражение лица: в нём нет
сословной горделивости, светскости и барского самодовольства. Лицо героя выдает человека
тонкого, много повидавшего, насмешливого, со сложным внутренним миром. В портрете Демидова
Левицкий расширил рамки парадного портрета, придав ему психологические черты.
В
серии портретов воспитанниц Смольного института
художник смог передать
разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек. Не
связывая себя никакими композиционными канонами, Левицкий изобразил своих героинь в наиболее
выражающих их позах, ролях и образах. Здесь отразилось всё своеобразие русского рокайля:
сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», декоративность и чувство радости бытия.
«Смолянки» - это парадные портреты. Но Левицкого явно интересовал иной подход к модели. Он
стремился к раскрытию потаённой, глубоко закрытой от поверхностного взгляда жизни.
Дени Дидро
Левицкий изобразил в домашнем одеянии кирпично-красного цвета, без
парика, с лицом немолодым и усталым (1773 — 1774). Возможно, таким видел его художник после
бесед с императрицей. Мешки под глазами, старческие складки шеи - быть строго объективным
учил живописца Антропов.
Но эти приметы возраста не лишают лицо великого философа
значительности и достоинства. На первый план выступает сложная внутренняя жизнь человека: лицо
его свидетельствует о творческой одаренности, смелости, силе духа, пытливости и остроте ума.
Левицкому принадлежит одно из самых знаменитых изображений Екатерины II —
«Екатерина II в храме богини Правосудия»
(1783). Причём художник несколько раз делал копии
этого произведения. На портрете Екатерина указывает на алтарь, где сгорают маки, символ сна и
покоя, что символизирует служение императрицы отечеству без сна и покоя. На втором плане, над
Екатериной расположена статуя богини Правосудия (действие происходит в её храме); у ног
монарха - орёл (символ божественной власти и мудрости), восседающий на стопке книг
(олицетворение мудрости), с пальмовой ветвью в клюве (знак побед); в проёме колонн - корабль
(символ морской державы, защищенной торговли). Вместо императорской короны Екатерина
увенчана гражданской короной, украшенной лавровым венком. Знаки ордена Св. Владимира
напоминают о заслугах перед отечеством. Аллегорический язык портрета - типичное проявление
классицизма. Левицкий представил императрицу стройной и моложавой, первой гражданкой в
отечестве, служительницей законов и «общего покоя».
Это произведение, однако, не было
рождено придворной льстивостью. Левицкий дал в нем характерный для классицизма идеальный
образ просвещенного монарха,
Портрет был своего рода утопическим «рассуждением о
государе-гражданине».
О принадлежности произведения к классическому стилю свидетельствуют,
также, интенсивность света, преобладание холодных тонов, скульптурность форм, подчёркнутая
пластичность, чёткое деление на планы, сухость и рациональность письма.
Образы Левицкого, в отличие от зыбкости и неуловимости рокотовских, всегда
конкретно ясны и осязательны, что не лишает их поэтичности. Произведения Левицкого - вершина
русского реализма XVIII века. При этом художник не опережает своё время, а идёт с ним в ногу.
Условность поз в композиции, щегольство в костюмах и аксессуарах, нарочитые движения рук,