Стр. 157 - 2

Упрощенная HTML-версия

157
На рубеже 70 — 80-х годов
под воздействием новых эстетических воззрений заметно
изменяется художественная манера Рокотова.
Открытость и прямота лиц сменяется
выражением «светской выдержки», непроницаемости и сдержанности, осознания духовной
исключительности.
Композиция и колорит не меняются, но меняются акценты. Фигура, теперь
чаще вписанная в овал, как и ранее, повёрнута в % , но осанка более горделива, а поза более
статична. Бант или букет, украшающие платья женщин усиливают ощущение необыденности и
праздничности. Декоративная сторона приобретает отныне особое значение. Но цвет становится
локальнее. Фактура сглаженная, «эмалевая», мастерство становится более рафинированным и
самодавлеющим. Лица на портретах светятся на тёмном фоне, его контуры тают - оно как бы уходит
во мрак. А самое главное то, что лица уже, как правило, лишены прежней дружественности, теплоты
60-х - 70-х.
С 80-х годов
оформляется
«рокотовский женский тип»:
гордо посаженная голова,
удлинённый разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка, сочетание утончённого
довольства и грусти. На смену трепетности и зыбкости душевного мира и даже некоторой робости
«Струйской» и «Неизвестной в розовом платье» приходит
женщина сильная, самостоятельная, со
своим видением мира.
Другими словами, в поздних портретах усиливается самоценность
изображенной личности, подчеркнуто возвышенное восприятие индивидуальности. Очевиден
интерес к «тонким чувствованиям», к душевному состоянию. Вместе с тем это еще и просто
красивые полотна с выразительной серо-зеленой, серо-розовой гаммой нежных оттенков. Эти черты
наблюдаются
в портретах Е.Н. Орловой
(~1779),
В.Е. Новосильцевой
(1780) и
Е.В. Санти
(1785).
Крупнейшим мастером парадного портрета, сумевшим наиболее полно выразить дух
своего времени, был
Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735-1822). Его художественную манеру
отличала психологическая конкретность, радостное любование своими моделями. На его портретах
особое внимание уделялось одухотворенности лица, красоте молодости. Его художественный язык
соответствовал определенности классицизма:
поворот фигуры в 3/4, жемчужно-серый и
золотистый колорит, богатство предметной фактуры (шелк, мех, кружево), живописность. Лица,
костюмы, пейзаж — все выписано с любовью и тщательностью.
Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А.
Демидова и серия портретов «смолянок» - воспитанниц Смольного института.
За
портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
(1769) Левицкий
получил звание академика. В лице на портрете сочетаются ум, простота, простодушие и
мечтательность со скептической усмешкой, усталостью и разочарованием.
Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
(1773) решён в стиле репрезентативного
портрета. Потомок тульских мастеров, возведённых Петром в ряд именитых людей, баснословный
богач, склонный к странным причудам, граничащим с самодурством. Например, он на потеху всему
Замоскворечью выезжал в колымаге, запряжённой цугом и выкрашенной в дикие цвета. При этом его
сопровождали необычно наряженные форейторы разного роста - от великана до карлика. Демидов
заключал немыслимые пари: кто пролежит на спине год, не вставая, или кто целый час не моргнёт,
пока ему «меж глаз будут тыкать»93. Вместе с тем Демидов дал строгое и высоконравственное
воспитание своей дочери, разделял взгляды русских просветителей, был поклонником Руссо. Он был
талантливым и разносторонним человеком - ботаником, садоводом, энтомологом, автором
сочинения о пчёлах, знатоком минералогии. Прокофий Акинфиевич оставил драгоценный гербарий
Московскому университету, которому, к тому же, даровал немалые суммы. Он содержал нескольких
93 Цит. по: Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учеб. М.,1999. С.302.