156
изображения, яснее ощутимо стремление к импозантности, четче выявляется сословная
принадлежность портретируемого.
В
камерном портрете
смена этапов сказывается в переходе от погрудной к поясной
композиции, более охотном обращении к овальному формату. Эти новшества изменяют
соотношение лица и фигуры: фокусировка внимания на лице заметно уступает место нарастающему
интересу к фигуре, одежде, аксессуарам. Подобные устремления заставляют точнее передавать
фактурные особенности натуры, способствуют росту роли цвета. Во второй половине столетия
весьма
обширна типология портрета.
Парадный, камерный, костюмированный, мифологический
виды портретов позволяют полно, детально и разносторонне представить людей того времени в их
частном и общественном бытии. По сравнению с первой половиной XVIII века расширяется круг
моделей. Портрет становиться массовым явлением. Возрастает значение национальных мастеров.
Век Просвещения сформировал иной идеал человека
. Естественность, близость к
природе, богатая духовная жизнь, «чувствительность» натуры стали приоритетными качествами.
Более чуткой к модным веяниям оказалась женская культура. Женская мода гуманизма
провозгласила идеалом все естественное, природное. Разом исчезло все искусственное: фижмы,
тяжелая парча, пудреные парики, мушки. Идеальный образ теперь искали в фигурах античности или
в «театрализованном» крестьянском быте.
Образ-маска - «дитя природы».
Выразителями этой
смены идеальных образов стали
художники Ф. С. Рокотов
,
Д. Г. Левицкий
и
В. Л. Боровиковский
.
Федор Степанович Рокотов
(1735-1808) - непревзойденный мастер камерных
портретов. Художник создал новый психологический портрет —
без парадности, орденов и позы.
Новый портрет соответствовал представлениям просвещенного дворянства
о красоте и «душевном
изяществе»
.
Размытый рисунок с туманными очертаниями фигуры, мягкий свет, «вызывающий»
из
таинственной мглы одухотворенные лица
, мерцающие, легкие мазки - это характерные черты
художественной манеры мастера.
К концу 60-х
у Рокотова складывается свой, неповторимый стиль письма. Живописец,
кажется, проникает в душу портретируемого. Рокотов обычно пишет погрудные изображения.
Причём фигура повёрнута к зрителю в %. Объём создаётся посредством сложнейшей светотеневой
лепки и тонко гармонизированными тонами. Художник не уделяет особого внимания изображению
одеяний, орденов, драгоценностей - всему тому, что выходило на первый план в парадных
портретах, популярных в то время. Сила художественного воздействия его произведений
сосредоточена в
передаче душевной красоты его моделей.
Все внимание уделено выражению лица
и, особенно, глазам. У искусствоведов даже есть выражение
«рокотовские глаза»:
чуть суженные,
«бархатные», таинственно мерцающие. Его портреты отличаются особой задушевностью, лиризмом
и человечностью. Трактовка образа у Рокотова никогда не была однозначной: всегда присутствует
некая
изменчивость, полутона эмоций.
С помощью колорита художник передаёт душевное
состояние натуры. В 60-е - 70-е чаще всего в его работах встречаются тёплые тона, жидкое письмо и
смелый зигзагообразный мазок. Особенной тонкостью и одухотворённостью отличаются женские и
юношеские образы. Именно они больше всего соответствуют стилю живописца. Следует отметить,
что одухотворённость и хрупкость образов, зыбкость настроения и недосказанность чувств - всё это
черты не просто камерного, а именно интимного портрета.
В
портрете Александры Петровны Струйской
богатство внутреннего мира,
женственность и грация модели не декларируются, а тонко передаются цветовыми нюансами
пепельно-розовых (лицо и платье), жемчужных (брошь), лимонно-жёлтых (косынка) тонов;
линейным ритмом (когда линию овала лица повторяет линия декольте и складок одежды);
настроением тайны и недосказанности.