Стр. 155 - 2

Упрощенная HTML-версия

155
Основоположниками этого жанра стали
Михаил Шибанов
и
Иван Ерменёв.
Крепостной
художник Михаил Шибанов в 1770 -х. годах написал два полотна на тему крестьянской жизни:
«Крестьянский обед»
(1774) и
«Празднество свадебного договора»
(«Сговор», 1777). В этих
картинах, исполненных по композиции и колориту в соответствии с историческим жанром,
художник сумел передать человеческое достоинство своих персонажей. Образы крестьян правдивы,
судя по всему, написаны с натуры. На картине «Крестьянский обед» отражены реалистичные образы
пожилого мужчины, старой женщины и молодого отца. Идеализирован лишь образ молодой матери
с ребёнком: она напоминает западноевропейскую мадонну. В произведении «Сговор» образы ещё
более индивидуальны, что подчёркивают эмоции персонажей: довольный жених, улыбающиеся
сваты. При этом и замедленный, почти ритуальный ритм трапезы, и костюмы крестьян в минуту
свадебного сговора Шибанов изображает празднично. У зрителя не возникает мысли о тяжести
повседневных крестьянских будней. Средства выражения классицизма используются здесь для
утверждения,
героизации народной темы.
Тем самым подчеркиваются ее важность и
значительность.
Монументально-декоративная живопись во II половине XVIII века,
как и в
петровское время, являлась
«программной»
. По-прежнему, её целью было прославление монархии,
но делалось это в мягких отвлечённых формах аллегорий, в основном на античные, а также
библейские сюжеты.
В росписях середины века нет гражданственности и героичности петровского
времени, но, тем не менее, ещё более усиливается панегирический дух. Минервы, Марсы, Венеры и
Аполлоны - главные герои плафонной живописи. Так, «Триумф Аполлона на Олимпе» в плафоне
Танцевального зала Большого Петергофского дворца прославлял Елизавету как покровительницу
просвещения и искусств. А триумф богов на плафоне Царскосельского Эрмитажа - воцарение
Елизаветы.
Во второй половине XVIII века
утверждается
пейзажный жанр.
Родоначальником
русской пейзажной живописи стал
Семён Фёдорович Щедрин
(1745 - 1804). Пейзажи Щедрина
очень поэтичны.
В основном художник изображал окрестности Петербурга, Павловска, Петергофа,
Царского Села, Гатчины - нерегулярные, так называемые английские парки с их живописными
речками, прудами, островами и павильонами. На картинах Щедрина обычно на первом плане
развесистое дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, название
которого, как правило, совпадает с наименованием пейзажа. Это излюбленный приём мастера,
воплощённый в пейзажах
«Вид на Гатчинский дворец Длинного острова»
(1796),
«Вид на
Большую Невку и дачу Строганова»
(1807). Из пейзажа в пейзаж Щедрин создаёт
образ
безмятежной природы.
Тихое течение вод, величавое движение облаков, благородные руины,
мосты, обелиски, мирно пасущиеся стада, люди, созерцающие природу и находящиеся в единении с
ней - всё окрашено чувством идиллическим, созвучным с идеями сентиментализма.
Если Щедрин основоположник русского пейзажа, то
Фёдор Яковлевич Алексеев
(1753/54 — 1824) положил начало
городскому пейзажу
в русской живописи. Главной темой его
творчества становится Петербург. Лирический образ города сочетает в себе грандиозность и
величие. Алексеев так строит перспективу, что возникает ощущение полной достоверности
изображаемого. В качестве примера могут служить такие работы мастера как
«Вид
Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
(1793),
Музей-усадьба «Архангельское»
,
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
(1794). Ему также принадлежит
серия пейзажей Крыма и Москвы.
Таким образом, русская пейзажная живопись второй половины XVIII столетия отражала
правдивый и глубоко прочувствованный образ русской природы.
Наибольших успехов живопись второй половины века достигает в портретном
жанре.
В 6О-е -70-е гг. преобладает
идеальное, обобщенное представление о модели,
общечеловеческое берет верх над личным. В 80-х - 90-х годах в целом усиливается конкретность