154
ощущается стремление к правде истории, правде отношений людей, их чувств, причем, как обычно
во второй половине XVIII века, человек берется в плане всеобщем, а не как индивидуальность.
Выдающимся мастером
исторической живописи
был
Антон Павлович Лосенко
. С его
картины
«Владимир и Рогнеда»
(1770) национальная русская история заявляет о себе всенародно.
По сюжету, Владимир просит прощения у Рогнеды, которую он сам пленил, за то, что разорил её
землю, убил отца и братьев и против воли собирается взять её в жёны. Очевидно, что художник в
духе возвышенных идеалов классицизма стремиться обелить героя русской истории, крестителя
Руси, князя Владимира. Он показывает раскаяние Владимира. Более того, Лосенко даже написал
специальное «Изъяснение к картине», в котором наивно и прямодушно настаивает, что его герой,
«видя обесчещенную и лишившуюся всего, должен был её ласкать и извиняться перед нею».
Общий характер картины
театрально-условный.
Так, рука Владимира манерно
прижата к груди, фигуры служанок напоминают барельефы с античных надгробий, поза Рогнеды
также неестественна и театральна. При всей патетике картины, всё же здесь присутствует и
искреннее чувство. Лосенко попытался достоверно отразить антураж эпохи, но недостаток
информации мешал этому. Отсюда неудивительно, что одежда Владимира напоминает театральный
реквизит. Особенно фантастическим выглядит головной убор князя: в нём соединились зубчатая
корона, шапка, отороченная мехом и страусовые перья. Картина ознаменовала новый этап в
живописи.
Большие локальные цветовые пятна, чётко определённый центр композиции,
статуарная пластика фигур говорят о преобладании классицистических черт над барочными
.
На примере последнего, незаконченного произведения Лосенко
«Прощание Гектора с
Андромахой»
(1773) можно проследить, как внедрялись принципы классицизма в русскую
живопись. В данном случае уже очевидно
полное соответствие классицизму.
Идея:
патриотическое служение родине, готовность к подвигу и жертве - выражена в образе Гектора.
Смирение и самопожертвование передает образ Андромахи. Композиция строится наподобие
многофигурной мизансцены классического театра. Действие разыгрывается на фоне величественной
колоннады, второстепенные участники образуют своими фигурами кулисы, позволяя зрителю
сконцентрироваться на главных героях. Величественный жест Гектора демонстрирует его готовность
пожертвовать своим личным счастьем во имя долга перед родиной, а в склонённой фигуре
Андромахи прочитывается предчувствие трагического исхода.
Историческую живопись
70-х —80-х
годов отличает
угасание интереса к национальной
истории.
Это связано с тем, что классицизм становится всё классицистичнее. Художников больше
увлекают всемирно-исторические проблемы, они всё чаще обращаются к сюжетам из Святого
писания и античности.
Русская историческая живопись в большей степени, чем любой другой жанр показала
развитие принципов классицизма, трактовка которых при этом была весьма разнообразной. Это
искусство унаследовало живописность и динамику от барокко. В нем много одухотворённости,
привнесённой сентиментализмом и рокайлем.
Более того, прослеживается и влияние
предромантизма. Наконец, константой русской исторической живописи было
стремление к
реалистичности и выражению идеала справедливости
, что типично для отечественной культуры
в целом.
Бытовой жанр
, так называемый «исторический домашний род», будучи вторым в
системе жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств. Мастера бытового
жанра (особенно крестьянского) обращаются к современному сюжету, типажу, умеют увидеть и
передать привлекательное в жизни, В их работах явственно чувствуется уважительное,
доброжелательное и сочувственное отношение к народным персонажам.