161
складывающийся из контрастных психологических характеристик. Поэтому портрет понимается как
окно во внутренний мир человека, вытесняя портрет XVIII века, в котором человек представлен
через сословные и гражданские черты, роскошь костюма и обстановки, а также живописное
своеобразие своего физического облика. Отметим также, что
живопись барокко, классицизма и
сентиментализма отражала не столько окружающий мир, сколько представления человека об
этом мире, об идеальном мироздании и своем месте в нем
, а то и ограничивалась функцией
украшения интерьера.
К концу столетия русское искусство развивалось в русле традиционных европейских
школ. В то же время исконно русская традиция не была утрачена, а лишь трансформирована.
Это отразилось на специфике художественного языка: в построении образа, в простоте и логичности
формы, в выразительности линии, в колорите, во всегда ясной и целесообразной композиции, но
главное, в подходе к миру вообще. Так, черты, присущие рокайлю: ассиметрия, линейный ритм,
тенденция к ракурсу, прихотливость рисунка, иллюзия трёхмерности - воспринимались русским
глазом как нарушение традиционных представлений о гармонии. Создание большой внутренней
напряжённости при отсутствии внешней динамики идёт от принципа иконы с её стремлением
передачи вечной сути явлений. Русские мастера смогли соединить в своём творчестве любовь к
«вещности», изысканность декора, присущие европейскому искусству того времени с
монументальностью, характерной для русского средневековья; поэтическое восприятие, серьёзность,
теплоту по отношению к модели и напряжённую внутреннюю экспрессию. Именно данная
специфика определила своеобразие русского искусства XVIII века.
Во второй половине XVIII века всё более широкие слои населения вовлекаются в
процесс формирования национального самосознания.
В сфере культуры (отчасти из-за
непрестижности для дворян некоторых видов искусств) было задействовано немало выходцев из
неблагородного сословия. Поэтому в поэзию, драматургию и живопись проникают мотивы личной,
внесословной ценности человека. Важным результатом XVIII века, начавшегося с подражания
Европе, стало появление своих, русских специалистов в различных областях культуры и создание
обновленной национальной культуры.
РАСЦВЕТ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ
ОСОБЕННОСТИ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Начало XIX века -
«Золотой век»
русской культуры. Великая русская культура Нового времени и
самостоятельная
русская литература как вид художественного творчества начались с Пушкина.
Это позволяет условно обозначить тип этой культурной эпохи как
«пушкинскую» модель русской
культуры.
В пушкинское время русская культура обнаружила некоторые элементы культуры
ренессансного типа: возвышение духовной свободы личности, обращение и поисках
художественных истоков к общечеловеческим идеалам и образцам классического наследия,
всемирный характер творчества при ярко выраженном национальном его облике.
Литература пушкинского времени формировала гуманистические ренессансные идеалы.
Доминантой нового сознания культуры стала человеческая личность во всем ее духовном богатстве и
трагическом одиночестве свободы. Российское Просвещение завершилось мощным порывом куль
туры к становлению личности. И роль воспитателя свободолюбивой души взяла на себя только что
народившаяся русская культура.
Но понятие свободы в условиях России подверглось заметной корректировке. В России,
как нигде в мире, сложилось представление о двух свободах: внешней, зависящей от власти, и