Стр. 148 - 2

Упрощенная HTML-версия

148
гармонии деления частей фасада.
В интерьере скульптура располагается преимущественно на
парадной лестнице, в вестибюле, в анфиладе парадных зал. В станковой пластике идёт поиск
обобщённо-прекрасного, сопровождающийся стремлением
постичь человеческий характер,
передать его многогранность.
В целом скульптура
второй половины XVIII века
представляет собой
совмещение
барокко и классицизма
. Это справедливо по отношению к творчеству и Козловского, и Гордеева, и
Прокофьева, и др. Только
на рубеже XVIII —XIX веков
Щедрин и Мартос выдают
образцы чистого
классицизма
. В силу большей, чем в живописи условности художественного языка скульптуры
отвлечённые идеалы Просвещения нашли именно в этом виде искусства наиболее полное
воплощение. В тоже время для русских мастеров античность никогда не была единственным и
главным объектом изучения и подражания. Более того, в русском классицизме нет безусловного
приоритета разума над чувством. Эмоциональность образов всегда напоминает о живой связи с
барокко. Кроме того, в основе всех классицистических произведений русской скульптуры лежит
внимательное изучение натуры.
Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством
Федора Ивановича
Шубина
(1740-1805). Окончив блестяще Академию художеств, он посетил Францию, Италию и
вернулся оттуда уже зрелым мастером. Шубин работал в основном в жанре портрета. Одно из самых
лучших произведений скульптора -
бюст князя А. М. Голицына.
Шубину удалось создать сложный,
многогранный образ князя: умного и скептичного, утончённого и несколько усталого, слегка
надменного и благодушно насмешливого. Конкретность облика не помешала скульптору передать в
нём типаж целого поколения русских аристократов екатерининского времени.
Шубин стремиться к полной передаче как материального, так и духовного облика
человека. Выразительность созданных им образов объясняется разнообразием художественных
средств и приёмов. Сложный абрис головы, её разворот, противоположный развороту плеч, точная
передача фактуры (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица (надменно прищуренные
глаза, породистая линия носа, ироничный изгиб губ) и более свободная лепка одежды - здесь многое
напоминает о стилистических приёмах барокко. Об этом же говорит противопоставление
динамичных и широких скульптурных форм бюста узкому круглому постаменту.
Шубин трактует своих персон в соответствии с просветительскими
идеями
обобщённоидеального героя.
Это свойственно для всех его работ
70-х годов
- произведений раннего
классицизма. С годами в образах Шубина будут усиливаться конкретность, жизненность и острая
характерность. Так
в портретах 90-х годов,
в частности
Ломоносова и Павла I, уже нет прежней
идеализации.
Живой ум, вдохновение, созерцательность и одновременно душевная мягкость,
простота видны в скульптурном портрете Ломоносова, лишенном всякой парадности. Незаурядным
произведением является портрет Павла I, в котором мастеру удалось сочетание правдивого
изображения карикатурности и, в то же время, своеобразного мрачного величия черт императора.
Жестокость на лице Павла при круговом осмотре неожиданно сменяется выражением
мечтательности и затаенной тоски.
Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве
Михаила Ивановича
Козловского (1753-1802).
В своих произведениях скульптор постоянно обращался к
теме
античности. Его
памятник А. В. Суворову
(1799 — 1801), созданный еще при жизни великого
полководца, не имеет портретного сходства - на гранитном пьедестале установлена фигура молодого
воина в античных доспехах, призванная аллегорически воплотить силу русского оружия. Гордый
поворот головы, изящность жеста придают образу полководца энергетику, мужественность и
благородство. Скульптура гармонично сочетается с цилиндрическим постаментом работы
архитектора А.Воронихина. Соединение мужественности и грации в обобщённом образе
национального героя полностью соответствует классицистическому пониманию героического.