147
Процесс освоения новых методов в скульптуре происходил медленнее, чем в других
видах искусства. Слишком долго русские люди смотрели на круглую скульптуру, как на языческих
«болванов». В средние века она почти не развивалась, за исключением религиозной скульптуры
конца ХУ1 - ХУП вв. Перми, Вологды, Москвы. Но светской культуре нужны были иные пути
развития.
В начале ХУШ в. особенное распространение получила монументально-декоративная
пластика:
горельеф
с сильным отрывом пластических объёмов от фона,
барельеф
- низкий рельеф.
Искусство скульптуры развивалось
при тесном взаимодействии с архитектурой
, сохраняя
лучшие традиции деревянной золочёной резьбы. Головы в шлемах, львиные маски, золочёные статуи
вместе с дворцами и садово-парковыми постройками образуют единый декоративно-пластический
поток орнаментов. С постепенным и почти незаметным переходом от барочного стиля к
рокайльному меняется пластический ритм интерьерных украшений. Декоративный узор карнизов,
наличников, зеркал, окон и картин становится более грациозным, изящным. Насыщенные цвета
сменяются более нежной колористической гаммой с более тонкими градациями и эффектами.
Роскошный декор из гирлянд и венков, цветов, листьев и ветвей гармонично вплетается в барочно-
рокайльную архитектуру.
Становление
русской
круглой скульптуры
было связано с именем
Бартоломео Карло
Растрелли
(1675 - 1744). Выходец из Флоренции, приглашенный Петром в Россию в 1716 г.,
создал целую галерею барочных скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи: бюст и конная
статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя
Анны Иоанновны с арапчонком.
Бюст Петра
в исполнении Растрелли - типичное произведение
барокко
. Об этом
говорит динамичность композиции, винтообразный разворот торса, нарядность и акцент на
множественности фактур. Искусно передана мягкость развевающихся волос и кружев жабо, фактура
металлических лат и муаровой ленты. Динамизм линий подчёркивает энергичность императора.
Вдохновенная откинутая голова передает образ подлинного героизма и величия, большой
внутренней силы. В этом бюсте воплотился не только образ личности, но и образ целой эпохи.
Бронзовая статуя Анны Иоанновны с арапчонком
- наиболее выразительный и
исторически точный образ императрицы. Почти ювелирная отделка поверхности бронзы, пышность
костюма, обилие украшений придают произведению исключительную нарядность. Вместе с тем
мастер передает остро индивидуальную выразительность застывшего, грозного, с крупными
грубыми чертами лица Анны. Динамичная фигурка арапчонка (привычный атрибут придворной
жизни XVIII века) подчёркивает статичность, «окаменелость» её фигуры. В образе императрицы
слились воедино азиатский деспотизм, варварская грубость и западноевропейская изощрённость
придворной роскоши. Мастеру удалось передать и общие черты эпохи, и индивидуальные
характеристики.
Вторая половина века явилась периодом расцвета русской скульптуры. Классицизм
способствовал дальнейшему развитию в ней темы героической античности и гражданского пафоса.
На смену популярным в петровское время Нептуну и Вакху приходят Прометей, Поликрат, Марсий,
Геркулес, Александр Македонский и герои гомеровского эпоса. Русские скульпторы стремились
воплотить в мужских образах черты героической личности, а в женских - прекрасный идеал
гармонии и совершенства. Это прослеживается как в монументальной, архитектурно-декоративной,
так и в станковой пластике.
В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в классицизме имеет
строгие правила расположения на фасаде
. В основном она находится в центральной части,
главном портике, боковых ризалитах или венчает здание на фоне неба.
Если барочная скульптура
вливается в архитектуру, то классическая скульптура живёт сама по себе, подчиняясь лишь