Стр. 146 - 2

Упрощенная HTML-версия

146
Московская школа строгого классицизма
связана с именами русских архитекторов
В.И.Баженова и М.Ф.Казакова.
Настоящим шедевром архитектуры считается знаменитый
Дом Пашкова,
построенный в
1784 - 1786 г. в Москве
Василием Ивановичем Баженовым
(1738-1799). Центральный корпус,
объединенный с боковыми флигелями низкими, одноэтажными переходами, подчеркнут не только
размерами и силуэтом, но и обработкой. Его коринфский портик, поднятый на уровень второго
этажа, противопоставлен ионическим колоннадам боковых флигелей, начинающимся почти с земли.
Над центральным объемом сооружен бельведер круглой формы, карниз которого поддерживается
парными колоннами. Характер фасадной поверхности, ордера, орнаментика, балюстрада с вазами
напоминают о барочных композициях, что отражает характерное для московских мастеров
стремление к живописности, старым традициям.
В гораздо большей мере эти устремления проявились в оригинальных творениях
архитектора -
Петровском дворце и ансамбле в Царицыно.
В них виден глубокий интерес автора к
русской средневековой архитектуре. В Петровском дворце своеобразно трактован портал главного
входа с его бочкообразными колоннами, башни служебных корпусов и барабан купола. Круглый зал
с куполом, возвышающимся надо всем сооружением, образует центр, вокруг которого группируются
остальные залы и комнаты. Парадный двор замкнут одноэтажными служебными корпусами, которые
прерываются восемью башнями. Ансамбль в Царицыне построен в стиле «псевдоготика». В его
оформлении причудливо переплетаются элементы европейской готики (стрельчатые завершения
проёмов, зубчатые увенчания стен, башни и башенки) и традиции национальной архитектуры
(сочетание красного кирпича и белого декора, арочные проёмы, языческие орнаменты).
Но, несмотря на заслуги и талант, академик Флорентийской и Болонской академий,
профессор Римской, в России Баженов не мог найти взаимопонимания с императрицей. Большая
часть его грандиозных проектов не была воплощена в жизнь. Среди них проект глобальной
реконструкции Кремля и загородной резиденции Екатерины в деревне Царицыно. Особенно
трагична судьба последнего проекта: ансамбль, на постройку которого Баженов потратил девять лет
жизни, уже почти готовый, по приказу императрицы был разрушен.
Более счастливо сложилась творческая биография
Матвея Федоровича Казакова
(1738­
1812), самого, пожалуй, яркого представителя
московской школы
зодчества,
мастера зрелого
(строгого) классицизма
. Им было возведено очень много зданий в Москве как общественных, так и
усадеб. Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются
здание Сената в Кремле
(1787 г.),
Благородного собрания
(1784 г.) и
Голицынская больница
(1801 г.).
Голицынская больница
- одно из крупнейших последних творений мастера. Здесь
применён излюбленный приём: ротонда, украшенная кольцами колонн, в данном случае -
ионических. Трёхэтажный корпус, в центре которого находилась церковь-мавзолей семьи
Голицыных, боковые флигеля и большой сад позади - это сочетание Казаков часто использовал при
строительстве жилых домов.
Резюмируя, отметим, что русская архитектура в течение XVIII века вышла на
общеевропейский уровень, сумела сказать своё слово во всех стилистических направлениях, и вместе
с тем сохранила свой национальный колорит.
СКУЛЬПТУРА XVIII ВЕКА