Стр. 145 - 2

Упрощенная HTML-версия

145
Параллельно классицизму развивались другие стилевые направления, которые
демонстрировали собой отказ от античных традиций:
псевдоготика
(обращение к русскому
средневековью),
шинуазри
или «китайщина» (архитектура Древнего Востока),
тюркери
или
«туретчина» (мусульманская культура Передней Азии). Их нельзя считать полноценными стилями,
так как они проявляются в основном в особенностях декора, но не создают собственных типов
зданий или объёмных композиций.
К эпохе раннего классицизма относится
здание Академии художеств
в Петербурге (А.
Ф. Кокоринов, Ж.
Б. Валлен-Деламот, 1788 г.).
Фасад, обращенный к Неве, выглядит очень
скромно по сравнению с барокко, сохраняя лишь некоторые элементы предшествующего стиля:
арочные окна, круглая скульптура и барельефы, обилие пилястр, рустовка первого этажа, а два
верхних объединены общим ордером. В оформлении доминирует трёхчастная, строго симметричная
композиция, типичная для большинства классицистических построек: центральная часть отмечена
портиком и куполом, два боковых крыла с выступами-ризалитами имеют более скромные портики. В
отличие от барочной традиции портики расположены не у входа, а на верхних этажах, нижний этаж
служит им пьедесталом. Колонны дорического ордера выполняют не декоративную, как в барокко, а
несущую функцию.
Яркий образец
раннего классицизма
представляет замечательное творение
Антонио
Ринальди
-
Мраморный дворец
(1768 — 1785). Главным в оформлении является чёткость и
пропорциональность линейно очерченных плоскостей фасадов, лишённых выступающих частей.
Здесь чисто классицистическое построение в виде ордера, охватывающего два верхних этажа и
установленного на пьедестал, роль которого выполняет стена первого этажа. Декоративно­
пластические детали на фасадах, облицованных мрамором, просты и чётки: прямоугольные окна,
строгие рамки наличников с сандриками, прямоугольный аттик. Но множество ярко выделяющихся
коринфских пилястр, рельефные вставки между окнами второго и третьего этажей, вазоны на
фронтоне, тончайше подобранная гамма цветов (сочетание розоватых и серовато-голубоватых
мраморов, при розовом граните в облицовке первого этажа) напоминают о барокко.
Решительный
поворот к строгому классицизму
знаменует
Таврический дворец (1783 —
1789).
Это самое значительное сооружение архитектора
Ивана Егоровича Старова
. Ансамбль
дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих
боковых флигелей с внутренними двориками. Три объема объединяются узкой одноэтажной частью
помещений. Фасады отличаются лаконизмом и строгостью, отсутствием членений, наличников,
гладью стены. Средняя часть дворца имеет шестиколонный тосканский (наиболее простой) портик,
увенчанный фронтоном. Над ним просматривается торжественный и монументальный купол.
Простыми портиками украшены и боковые флигели. Строгий и величественный экстерьер дворца
скрывает роскошь и даже театральность его интерьеров. Таврический дворец был предназначен для
торжественных приёмов и пиршеств. Внутри здания основной акцент был сделан на Купольном зале
и Большой галерее овальной формы (Овальный зал). Большая галерея делит весь комплекс на две
части. С одной стороны - комнаты, выходящие в Купольный зал, с другой - Зимний сад:
рукотворное чудо, полное экзотических деревьев, цветов, птиц и рыб в аквариумах.
Джакомо Кваренги
построил целый ряд зданий, во многом определивших облик
классической архитектуры столицы конца XVIII века. Архитектура Кваренги строга и лаконична.
Среди его построек выделяются здания
Академии наук
(1789 г.),
Эрмитажного театра
и
Смольного института
(1808 г.). Фасады строгого двухэтажного здания Академии наук не
декорированы. Лишь над оконными проёмами есть строгие треугольные фронтончики. Центр
выделен 8-колонным ионическим портиком, парадность которого усилена типичным петербургским
крыльцом с лестницей «на два всхода». Здание Смольного института отличается чеканной
линейностью протяжённого фасада с гладкими стенами. Центральная часть подчеркнута красивым
восьмиколонным портиком, на фронтоне здания - только герб.