Стр. 144 - 2

Упрощенная HTML-версия

144
барокко и рококо. Дворцовая меблировка была в то время скудна, поэтому особый акцент архитектор
делал на оформлении стен и потолков посредством золочёной резьбы, лепки, скульптуры и
живописи.
В загородных резиденциях императорской семьи и усадьбах вельмож впечатление
иллюзорности, игры
усиливалось наличием барочного парка с террасами, катальными горками,
гротами, причудливыми по форме прудами и т.п.
Вокруг Растрелли постепенно складывается национальная архитектурная школа,
формируется единый художественный язык, для которого были характерны более монументальные и
строгие черты по сравнению с изнеженным европейским барокко. Наиболее яркий последователь
великого мастера - С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).
В Москве сложился свой вариант стиля, отличавшийся большей приверженностью к
традициям русского зодчества ХУ1 - ХУП вв. Московскую школу барокко возглавлял молодой
архитектор Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.).
Во второй половине столетия
в русской архитектуре начинает утверждаться
классицизм.
В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился, прежде всего, в ориентации
на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, четкие
геометрические планы, уравновешенная симметрия в композиции объемов и фасадов,
доминирование центра, ясность горизонтальных и вертикальных членений, наличие портиков и
колоннад преимущественно дорического и ионического ордера, сдержанный колорит - таковы
характерные черты
этого стиля. В отличие от той роли, которую ордер играл в предшествующий
период, когда элементы его использовались как детали убранства или содействовали усилению
пластики стен, он становится теперь основным масштабом в композиции фасадов и интерьеров,
выполняет несущую функцию, поддерживая фронтон. Российские зодчие внесли в классические
элементы национальные особенности: закруглённость, мягкость объёмов и форм и собственную
самобытность, что придавало русскому стилю уникальность.
Причины
утверждения нового стиля нельзя трактовать однозначно. С одной стороны,
известное значение имели прочные в то время культурные связи с Западной Европой. С другой
стороны, сказались изменения идеологического и социально-экономического порядка. Идеология
Просвещения и Просвещённого абсолютизма, развитие капиталистических отношений требовали
создания сооружений «делового» характера, новых типов зданий, новых современных идей и
архитектурных решений.
В России сложились две архитектурные школы классицизма: петербургская, наиболее
близкая западноевропейской, и московская, имеющая национальные особенности. Условно
архитектура этого стиля делится на три периода:
1)
ранний классицизм —1760 -1-я пол. 1780-х гг.;
2)
строгий (зрелый) классицизм —2-я пол. 1780-х —1800гг.;
3)
поздний классицизм ирусский ампир —1800 —1830-е гг.
Ранний классицизм
является переходным от барокко этапом.
В это время
пробуждается интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, при сохранении
приверженности к декоративным приёмам барокко, скромная пластика стен, членение пилястрами и
полуколоннами.
Строгий классицизм
создаёт торжественные и величественные сооружения,
которые отличает композиционная простота и изысканность пропорций. основная формула зданий:
центр с колонным портиком, увенчанным треугольным аттиком, и симметричные боковые флигели.
Над центральной частью - полусферический купол или бельведер. В оформлении стены ценится
ровная спокойная гладь, допуская лишь немногие детали. Специфика
позднего классицизма и
ампира
в создании монументальных архитектурных комплексов, призванных своим грандиозным
обликом подчеркнуть силу и величие империи.