Стр. 149 - 2

Упрощенная HTML-версия

149
Исследователи относят памятник Суворову к лучшим творениям русского классицизма наряду с
«Медным всадником» Фальконе и «Мининым и Пожарским» Мартоса.
Аллегорична и композиция
«Самсон, раздирающий пасть льва»
(1800 — 1802),
установленная в каскаде петергофских фонтанов и посвященная победе России над Швецией в
Северной войне. Переданная в сильном движении, напоминающая античные статуи Геракла и
титанические образы Микеланджело, мощная фигура Самсона олицетворяла грозную силу русского
оружия. Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизировал Швецию (лев изображён на гербе
Швеции). Так средствами аллегории скульптор воспел славные победы отечественных армий. Как и
в других работах Козловского, в статуе Самсона сказались свобода в воспроизведении форм
человеческого тела, динамизм изображения.
Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во II половине XVIII века в
России - француз
Этьен Морис Фальконе
(1716-1791), автор знаменитого
«Медного всадника».
В
этом монументе, названном с лёгкой руки великого поэта, мастер выразил своё понимание личности
Петра I. Непревзойденная по художественной силе композиция в виде всадника на вздыбленном
коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.
Художественный образ слагается из нескольких ракурсов. «Кумир на бронзовом коне»
предстаёт во всей своей мощи прежде, чем можно заглянуть ему в лицо. Он воздействует на зрителя
сразу своим силуэтом, жестом, мощью пластических масс и в этом проявляется действие законов
монументального искусства. Лицо всадника выражает торжество ясного разума и действенной воли.
Обращает на себя внимание импровизация с одеянием всадника - оно не греческое, не римское, не
французское и не русское. Сам скульптор отмечал по этому поводу: «Это одеяние героическое».
Отсутствие седла и стремян позволяет воспринимать всадника и коня как одно целое. По словам
Д.Дидро, «Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра». Памятник стал символом не только
целой эпохи, но и судьбы России.
РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСИ В XVIII ВЕКЕ
В средневековой культуре вообще не было светского изобразительного искусства, оно
носило культовый характер. В первой половине ХУШ в. живопись продолжала опираться на
национальные традиции и особенности. Но с начала столетия она оказалась затронутой общими
процессами «обмирщения», в ней проявляется стремление к преодолению древних приемов
иконописи и парсуны.
В изобразительное искусство приходит
новый мир образов и сюжетов.
Очень важно,
что в огромной степени они черпаются теперь из окружающей действительности. В поле зрения
попадают современники, города и местности России, сцены мирной жизни и картины войны.
Широко и энергично художники и зрители познают всемирную и отечественную историю, античную
мифологию в римском и ренессансном переложении. Этим материалом пользуются, чтобы передать
идеи и содержание своей эпохи, русской действительности. Такое иносказание, выражение через
понятные всем общезначимые образы бывало и раньше. Но тогда оно оставалось в русле
религиозного мышления, а теперь
становится чисто светским.
Искусство овладевает новой
символикой, осваивает аллегорию. В формах нового времени развиваются разные типы портрета,
пейзажа, батальной живописи, батальной гравюры, светской монументально-декоративной
живописи.