139
от кареты», «Санктпетербургский гостиный двор», «Скупой». Другим крупным музыкальным
деятелем был Евстигней Ипатович Фомин - автор опер «Ямщики на подставе», «Американцы»,
«Орфей». Гордость российской композиторской школы Дмитрий Степанович Бортнянский кроме
трёх опер («Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник») сочинил 45
духовных концертов для
хора, романсы,
песни, гимны,
инструментальные пьесы.
Начало русской скрипичной школы
положил композитор и скрипач Иван Евстафьевич Хандошкин. Основу музыкального языка
составлял классицизм. В духе сентиментализма работали сочинители романсов Ф.М.Дубянский и
О.А.Козловский.
Интерес к музыке привёл к становлению специального
образования.
Музыкальные
классы существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть
на духовых инструментах. В 1738 г. в Петербурге была открыта
балетная школа,
на основе которой
в 1779 г. создана театральная школа (ныне хореографическое училище). С 1773 г. в Московском
воспитательном доме начали обучать балетному и
вокальному искусству
, инструментальной
музыке.
Русскому музыкальному искусству ХУШ в. удалось при сохранении национальной
самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской
музыки, создать национальную композиторскую школу.
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ В XVIII ВЕКЕ
Трудно однозначно определить стиль архитектуры петровского времени.
В силу
ускоренного освоения Европейского опыта, обнаруживаются черты и барокко, и рококо, и
классицизма. Русское искусство XVIII в. заимствовало барокко и рококо, смешивая их в самых
немыслимых сочетаниях. Практически барокко и рококо в России «разговаривали» на одном
художественном языке. Усвоенный из Европы художественный стиль середины XVIII века называют
то «русским барокко», то «елизаветинским рококо». Более того, иностранные мастера дополняли
стилевое разнообразие различными национальными традициями. При этом доминирующим,
связующим звеном между стилями являлось барокко.
Художественный язык барокко -
это торжественность, пышность форм, нарядность и
прихотливость декора, контрастные цвета - лазоревый, синий, малиновый в сочетании с белым,
обилие позолоты. Он вполне отражал
желание имперской России утвердиться в своей
европейскости,
поразить Европу богатством и величием. Духу обновлявшейся России
соответствовала театральность, экзальтированность барокко, которое описывалось не иначе, как
словами «роскошное», «величавое», «божественное», «великолепное» и т. п.
Рациональность Ренессанса в барокко сменяется иррациональностью. Зодчие барокко
явно предпочитают
декоративное начало
архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется
приоритетом,
преобладанием пластического начала
над началом тектоническим. Конструкция
обычно приукрашивается декоративными частями, которые нередко создают превратное
впечатление о ней. Фасады имеют цель как бы «заслонить» основную часть здания.
Декоративные
приемы
отделки ведут к значительному обогащению фасадов, в композиции которых обильно
используются выступы и уступы, элементы
ионического и коринфского ордера
— пилястры,
полуколонны и полные колонны, вплотную приставленные к стене и создающие богатый рельеф. В
архитектуре приобретают распространение явно деконструктивные, разорванные части:
портики,
фронтоны, валюты
и т.п. Широко применяются сложные
криволинейные формы наличников