140
вокруг окон разного размера и вида,
рустовка,
каменная и декоративная деревянная
скульптура,
интенсивная
расцветка зданий
, а в интерьере - позолоченная деревянная
резьба и живопись.
В русское зодчество стиль проник в конце ХУП в. и существовал первоначально в виде
московского барокко
или так называемого
«нарышкинского стиля»
, где западноевропейские
орнаментальные приемы накладывались на средневековую структуру, традиции белокаменного
узорочья.
Но по-настоящему широкое влияние на архитектуру России стиль приобрёл в
первой
половине ХУШ в
. и, прежде всего, при строительстве новой столицы. В петербургской истории
барокко
выделяются два периода: 10-е —30-е гг.
- «петровское барокко»,
40-е —50-е гг.
- «русское
барокко».
Демократические симпатии Петра,
его рационализм, увлечение бюргерской
расчётливой, индивидуалистической, утилитарной культурой, которое уживалось у Петра с
тенденцией к абсолютистской регламентации строительства - всё это способствовало утверждению
северного
голландского варианта барокко
в раннем Петербурге - более сдержанного в декоре,
строго симметричного, уравновешенного по композиции, лишённого мистицизма и
аффектированности итальянского
и немецкого барокко. Аллегории и символы выражали
конкретные идеи Петра, поэтому не были так абстрактны, как у европейских мастеров.
Представителями
сдержанного
северного барокко
были
Д. Трезини(1670
- 1734), А. Шлютер, И.К.
Коробов, Н. Микетти, И. Маттарнови, М.Г. Земцов.
К концу жизни Петра появилось тяготение к более нарядным праздничным формам
французского образца. Когда Северная война была окончена, а Россия была признана империей,
великолепие Версальского двора стало привлекать Петра больше, чем
скромное искусство
голландцев. Это привело к формированию
придворно-аристократическое барокко
, для которого
характерны одновременно изысканность и сдержанность архитектурных деталей, приверженность к
высоким мансардам и кровлям (Ж.-Б. Леблон). В русской архитектуре шло слияние различных
европейских стилистических приёмов с древнерусскими традициями (многоцветие окраски, башни
со шпилями и т.д.), в результате чего постепенно создавался национальный стиль русского барокко.
Рационализм эпохи Возрождения формирует иной идеал города -
город регулярно и
рационально спланированный в единый архитектурный ансамбль.
В отличие от средневековья
это уже не конечный результат исторического, во многом стихийного развития, а своего рода
гигантское произведение, создаваемое на основе проекта. Градостроительство отказывается от
средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу параллельно-перпендикулярного устройства
улиц, площадей правильной геометрической формы, застройки по красной линии, когда фронт
набережных, улиц и площадей образуется главными, а не второстепенными, как часто было в
прошлом, фасадами построек.
Русская архитектура осваивает
незнакомые прежде разновидности зданий
административного, промышленного, учебного, научного назначения. Видоизменяются уже
существовавшие типы сооружений: наряду с крестовокупольным появляется базиликальный храм;
вместо хором с плодовым садом — дворцово-парковый комплекс; преображаются городской жилой
дом и усадьба. Государство вводит образцовые проекты для массового строительства, строго
разделенные по сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных» и «именитых».
Изменения касаются и объемно-пространственных композиций. Зодчие охотно
используют высотные сооружения, увенчанные шпилями, что не только выделяет сами здания, но и
воздействует на силуэт города, придавая ему своеобразную «колючесть», остроту. В домах и дворцах
выявляются центр и повторяющие друг друга боковые части (фасад с тремя выступами-ризалитами
или объемная структура из трех корпусов, соединенных галереями). Входит в силу анфиладный