Стр. 138 - 2

Упрощенная HTML-версия

138
продолжили поочередно ученики Азиатской школы, Казачьего училища, Кадетского корпуса. В 1850
- 1860 гг. театр действовал в Омском каторжном остроге. Его актёром и автором пьес довелось быть
каторжнику Ф.М.Достоевскому.
В
драматургии
второй половины XVIII века важное место занимала
класси­
цистическая трагедия.
Сюжет её, как правило, утверждал образ человека, готового к борьбе за
высокие идеи, преодолевавшего личные интересы и чувства во имя общественных или государствен­
ных идеалов.
В последние годы XVIII века классицистическая трагедия была представлена на русской
сцене как переводами пьес П. Корнеля и Ж. Расина, так и произведениями отечественных авторов А.
П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХУШ ВЕКА
Не видя в музыке средства решения практических задач, Пётр не уделял её развитию
особого внимания, рассматривая её лишь как средство внесения в общественную жизнь большего
блеска, разнообразия, оживления. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи, театральные
представления. Создавались полковые духовые оркестры и домашние оркестры (у Меншикова,
Головина, Апраксина, Строганова, Прокоповича). Появились первые регулярные концерты. В
дворянской среде распространялось любительское музицирование. В Петербурге была создана
Придворная капелла. Широкое распространение получило партесное хоровое пение. Появился и стал
массовым жанр «кант» - трёхголосая песня без сопровождения. Широкое распространение получили
канты-виваты, прославлявшие победы русского оружия, достоинства военачальников. Существовали
и лирические канты. Влияние этого жанра ощущалось очень долго: гимнополонез О.А.Козловского
на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791), знаменитое «Славься» в финале оперы
М.И.Глинки «Жизнь за царя» (1836). Таким образом, музыка стала входить в обиход высших слоёв
общества.
30-е - 40-е годы можно назвать новым этапом в русской музыкальной культуре. В
столицах и провинциальных городах началось увлечение европейской оперной и инструментальной
музыкой. В Москве и Петербурге выступали итальянская, французская, немецкая оперные труппы,
но в их спектаклях с каждым годов возрастает роль русских певцов (Белоградская, Полторацкий).
При дворе Анны Иоанновны устраивались регулярные представления оперно-балетных спектаклей.
Во второй половине столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и
разнообразной. Создаются вольные, любительские и крепостные
музыкальные театры,
распространяется публичная концертная деятельность. В Москве в 1780 г. открылся Петровский
театр М.Медокса - предтеча будущего Большого. В репертуаре исполнителей наряду с европейской
музыкой особое место начинают занимать произведения отечественных авторов.
Формируется
национальная композиторская школа
, уходящая корнями в хоровую духовную и народную
музыку, но испытавшая и влияние корифеев Европы: Моцарта, Гайдна, Глюка. Характерные её
черты - демократизм и национальная самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из
народной жизни.
В центре внимания русских композиторов находилась
опера
, главным образом,
комическая, основанная на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Первая
русская опера «Анюта» на текст Попова была поставлена в Царском селе в 1772 г. Автором музыки,
предположительно, являлся Василий Алексеевич Пашкевич. Им также написаны оперы «Несчастье