137
проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было
стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности
.
Традиции Волкова были развиты в дальнейшем соратником Волкова Иваном
Дмитревским, под руководством которого в 1779 г. был открыт в Петербурге первый публичный
общественный театр. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики
Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые
поколения мастеров русского театра.
Екатерина II, как и Елизавета, тоже была поклонницей театра и придавала ему высокое
воспитательно-образовательное значение. Но на самом деле театр оставался благонравным
развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно
одинаковую роль. При Екатерине II было
три придворных труппы:
итальянская оперная, балетная и
русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления и немецкая труппа.
В 1762 г. была образована французская драматическая труппа. В 1783 г. стали давать платные
спектакли для публики в городских театрах. Важной мерою была отмена казенной театральной
монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.
При Екатерине II в среде богатых вельмож сохранился обычай заводить у себя
постоянные
домашние театры,
в которых выступали
крепостные актёры.
Из их среды вышли
замечательные мастера русской сцены П.И.Жемчугова (Ковалёва). Т.В.Гранатова (Шлыкова),
С.Ф.Мочалов, М.С.Щепкин. Судьба многих артистов, часто талантливых, складывалась драматично.
Зависящие от прихоти хозяина они должны были испытывать каждодневные унижения и
притеснения. Барин постоянно вмешивался в их жизнь. Но в обществе ХУШ столетия это мало кого
волновало. В конце века в России насчитывалось около 170 крепостных театров, имевших большое
значение в усадебной культуре. Особенно славились
театры Румянцева, Волконского, Воронцова,
Юсупова. У графа Шереметева
было целых четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях
Кусково и Останкино), на которые он тратил всё своё состояние: великолепные здания, передовое
театральное оборудование, богатые декорации и костюмы , 150 актёров и около 40 оркестрантов,
европейские учителя - высочайший уровень во всем обеспечивал достойное соперничество с
императорским театром. Крепостные театры сыграли огромную роль в развитии русского
сценического искусства.
В Москве становление театра началось в 1757
г., когда открылась итальянская опера
известного Локателли. В 1776 г. князю П. В. Урусову была выдана 10-летняя привилегия на
содержание театра в Москве с обязательством выстроить новый каменный театр. Князь передал
свои права Медоксу, который построил огромное здание театра на Петровке, сгоревшее в 1805 г. И
уже в следующем году в Москве был открыт Императорский театр.
Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II были
довольно часты
любительские спектакли в Эрмитажном театре,
большое распространение
получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко
принимали участие пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего монастыря.
Из столиц театральное искусство распространялось и в другие города.
В 1764 г. по поручению коменданта
Омской крепости
генерала И.И.Шпрингера был
создан
«Оперный дом»
«для полирования и воспитания офицеров».Руководил самодеятельной
театральной труппой и режиссировал спектакли инженер-капитан Иван Григорьевич Андреев.
Репертуар отличался большим разнообразием: оперы («Лиза», «Разносчик»), трагедии («Тамира и
Селим» Ломоносова, «Венецианская монахиня» Хераскова, «Синав и Трувор», «Хорев», «Семира» и
др. Сумарокова), комедии («Приданое с обманом», «Пустая ссора» и т.д.). Это был второй, после
Ярославля, провинциальный театр в России и первый на востоке. Театр под руководством Андреева
просуществовал более 30 лет. После этого важное для жителей крепости театральное дело