Стр. 136 - 2

Упрощенная HTML-версия

136
После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной
любительницы театра, театральное дело в России снова пришло в упадок из-за равнодушия к нему
Екатерины I и Петра II. Дворцовые спектакли стали весьма редким явлением, лишь в Славяно-греко­
латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили дальнейшее
развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные
спектакли и маскарады. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица
предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно
колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или
немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало пробовать силы на русской комедии и
хлопотало об устройстве постоянного театра во дворце. В дворцовых спектаклях принимала участие
вся петербургская знать.
В царствование Елизаветы Петровны театральное дело очень выросло, никогда до тех
пор Петербург не представлял собой такого изобилия и разнообразия зрелищ. Наряду с
иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов, образовался
театр в
Шляхетском корпусе кадетов,
где в 1749 г. впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова
«Хорев».
Кроме того, в Петербурге во времена Елизаветы существовали
театры в доме
Ягужинского и Шереметева.
К 1750 году
в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный
театр
с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий
и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей. По преданию, слава русского театра ведет свое начало от
старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во
главе с купеческим сыном
Федором Григорьевичем Волковым.
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, - служащие
Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков
Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков
Шумский и Демьян Галик. В труппу входили также братья Федора Волкова - Григорий и Гавриил. В
репертуаре Волковской труппы были духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии
Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро
первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.
В 1751 году вести о ярославском театре дошли до Петербурга. Сенатский экзекутор граф
Игнатьев, находясь в Ярославле по своим делам, в свободное время посещал спектакли Волковской
труппы. Его восторженные отзывы о ярославском театре дошли до императрицы Елизаветы
Петровны.
5 января 1752 года был издан высочайший Указ:
«Федора Григорьева сына Волкова, он
же и Полушкин, с братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют
комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург...». Ярославцы с
успехом выступали в Петербурге. А
в 1756 г. состоялся указ об учреждении Российского театра в
Петербурге.
Его директором был назначен Сумароков, написавший для труппы 26 пьес. Первым
актером Российского театра стал Фёдор Волков, утверждению славы которого способствовали
высокое профессиональное мастерство и природная одаренность. Значение деяний Волкова огромно.
Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской
актерской игры, освещенной светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был
театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы,
человеческого достоинства.
Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного
зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации
Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с