Стр. 130 - 2

Упрощенная HTML-версия

130
Искусство России XVIII столетия связано в основном с тремя стилевыми
направлениями:
барокко, рококо и классицизмом.
Для системы стилей в начале XVIII века
связующим звеном являлось барокко, с которым так или иначе соприкасались классицизм и рококо.
В данный период новое русское дворянство почувствовало
вкус к европейскому быту, светским
развлечениям,роскоши и искусствам.
Это требовало красочного и пышного оформления, которому
соответствовал язык барокко.
Слово
«барокко»
образовано от итальянского
слова «вагоссо», буквально:
причудливый, вычурный.
Стиль барокко зародился в Риме во 2-й пол. XVI века. Италия в XVII
веке стала ареной расцвета этого театрально-пышного, торжественного и патетического стиля в
искусстве. Одной из определяющих черт его стал
дух обновленной католической религиозности
,
отсюда —
максимальная спиритуализация форм, их насыщенность, преизбыточность,
напряженность духовного поиска и глубина мистических откровений,
присущая барокко в самых
разнообразных его проявлениях. Важно также то, что историческим фоном развития барокко был
расцвет абсолютных монархий
в Европе, благодаря чему именно этот стиль стал в основном
репрезентировать сильную королевскую и императорскую власть,
мощь и величие государства.
В
качестве отдельной стадии стиля барокко выделяют стиль рококо. В общем русле стиля барокко,
изначально являвшегося универсальным, многовариантным, развивался классицизм. Но барокко в
отличие от классицизма
апеллирует скорее к чувству
, чем разуму,
тяготеет к бурному
конфликту, динамике
, а не к гармонии. Оно гораздо меньше связано с каноном античности и т. п.
На русской почве барокко реализовалось в своём наиболее пышном, царственном, чувственно­
эмоциональном варианте.
В то же время барокко
развивало принципы, заложенные в эпоху Возрождения.
Но
при этом радикально изменился главный эстетический принцип. Он предполагал уже
не
сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты.
Этим и объясняется грандиозный размах, бурная динамика и изощренная декоративность барокко.
Логика художественного мышления заключалась в том, чтобы стремиться выразить
универсальность картины мира, понимание величественности и значительности как человека, так и
окружающей его действительности. Богатство мира передавалось через создание чувственно­
прекрасного облика, символически и аллегорически истолкованного. Искусство не являлось слепком
универсального мира, а только намекало через метафору на его существование. Введение
абстрактных форм - намёк на невозможность воплощения этого мира и попытка вставить
промежуточное звено между реальностью и идеалом. Барокко мало считалось с реальностью - оно
возвеличивало монарха, усиливало значение той или иной победы. А аллегории воспитывали,
символы наводили на многосторонность значения, эмблемы хранили в себе загадку. Для понимания
этих форм нужны были широкие познания и прозорливость ума. Это порождало «барочный
интеллектуализм», энциклопедичность знаний, соответствующих универсальности бытия.
Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме
достигли, казалось бы, своего апогея.
Однако сквозь причудливые, порой полуфантастические
формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко
проступало натурное начало.
К примеру,
витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (т.е. изменённого
изображения объекта) уподоблялись живым природным стихиям, а литературный язык обретал
новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора.
Различные виды искусства взаимодействовали (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя
многогранный, но единый
«театр жизни»
, сопутствующий реальному бытию в виде его
праздничного двойника
.
Подытоживая, можно сказать, что
идейный пафос барокко
заключался в прославлении
абсолютизма, величия трона и церковного престола, а также в отражении новых представлений о
человеке и бесконечном разнообразии мира, его вечной изменчивости.