131
Наиболее монументально и мощно этот стиль проявился в архитектуре и
изобразительном искусстве.
Рококо
выросло в начале ХУШ в. на основе барокко и принесло с собой
подчеркнутую
утонченность, камерность, изысканность, интимность, черты игривости и гедонизма.
В нём
нет напряженности, серьезности и величия, как в барокко. Он уводит от реальной жизни в мир
фантазий. В художественном языке рококо ключевое слово - «изящный». Оно характеризует
«красоту очертаний предметов, их соразмерность, отточенность формы, элегантность внешнего
вида, грациозность движений».
Утверждение мощности государства и формирование национального идеала
«служения Отечеству» требовали более строгого и торжественного художественного образа.
Это обстоятельство ускорило переход от системы эстетического языка барокко к миру
художественных образов
классицизма
, который надолго занял место ведущего и всеобщего
художественного языка просвещенческой русской культуры. Классицизм имел в России несколько
духовных и эстетических истоков:
- сильное
французское влияние в моде, образовании, в быту;
- знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и философов;
- становление классического образования в России, которое включало знакомство с античной
культурной традицией;
- появление в России копий и подлинников
античного искусства из Европы.
Серьезное влияние на новые эстетические вкусы оказала философия Руссо, обращение к
«естественному человеку», простым чувствам, ясным и сильным действиям. «Упорядоченная» и
«облагороженная» человеком природа стала задавать тон в формировании классицистического
художественного языка.
Классицизм видел мир как разумно устроенное целое, воплощение
гармонии и чувства меры. Он вселял веру в человеческий разум, утверждал победу разума над
хаосом. Его идеал - «благородная простота и спокойное величие».
Принятая в классицизме
система архитектурных ордеров, строгие правила стихосложения, построения пьес, композиции и
тем в живописи — все интерпретировалось посредством
идеи « устроения» государства,
стремления к всеобщему порядку, ясности и благоденствию.
Русский классицизм
—
это зримый
образ идеального государства, управляемого идеальным монархом.
Классицизм в России, как и повсюду,
привержен
большим обобщениям,
общечеловеческому, общезначимому
.
Вместо государственности барокко на щит поднимается
гражданственность, а гуманистичность трактуется менее общо и отвлеченно.
Его
герой
-
идеальный человек,
«сын Отечества»
, победы которого над неустройством мира принимают вид
торжества России.
Первоисточником
творческих поисков
была античная культура
- европейская
классика, воплотившая разумность, логичность, естественность, простоту и верность природе.
Именно эти понятия стали критериями и просветительской философии. Классицизм требовал от
мастера более
тщательного изучения норм античности и строгого соответствия им
. Хотя
античный идеал
никогда
не заслонял русскому классицизму действительности.
Он служил
своего рода призмой, сквозь которую художник видел окружающий мир. Природа - главный
вдохновитель и для нового искусства. Но, если она не достаточно совершенна, то её следовало
«облагородить», сделать красивой (нос кривой выпрямить, полную фигуру представить стройной и