129
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XVIII СТОЛЕТИЯ
Русская художественная культура эпохи Просвещения отразила всю сложность и
неординарность духовного состояния общества. При этом в ней запечатлелись не только социально
политические, но, в большей мере, эстетические противоречия. Они выразились в соединении таких
противоположных начал как аристократическая утонченность и простонародная грубоватость,
традиционная аскетическая строгость и привнесённая светская фривольность, «своё» и «чужое».
Характерная черта Нового времени:
идеи закономерности и познаваемости
окружающего мира
(природы, самого человека и человеческого общества, его произведений). Люди
петровской поры стремятся передать в них приверженность к упорядоченности, восхищение силой
разума, значение человеческой личности. Зодчие выражают эти идеи в облике города и слагающих
его зданий, художники — в изображении всего окружающего и, прежде всего, человека. Мастера
хотят понять и верно показать строение тела, выражение лица, особенности темперамента, уловить
связь между внешним обликом портретируемого и его положением и ролью в обществе. Это
определенно свидетельствует о
развитии и укреплении реалистических тенденций.
Сам творческий процесс начинает восприниматься как явление, во многом закономерное
и подвластное логике. Укореняется мысль о возможности и необходимости заранее представить себе
конечный результат — завершенное произведение искусства. Становится привычным характерный
для художественной практики эпохи Нового времени путь
от замысла к произведению через
проектирование
. В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненных в
масштабе. Без проекта (эскиза) не работают теперь и скульпторы и живописцы (речь идет о
монументалистах).
Специфическое обучение начинает формировать
творческую личность нового типа
.
Впервые искусство обретает отчетливо
светский характер
, связь с потребностями государства и
общества, что нередко сообщает произведениям
открытую агитационность или научно
просветительский оттенок.
В целом — это искусство
для общества,
а не для обособленной
личности.
Одно из основных свойств искусства этого периода —
пафос национального
самоутверждения.
В Новом времени появляются произведении, не уступающие шедеврам
зарубежных мастеров. И закономерно, что русских зодчих, ваятелей и живописцев венчают лаврами
прославленные академии Европы. Архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской,
членом Флорентийской и Болонской академий. Скульптор Ф.И.Шубин становится членом Болонской
академии. Художник А.П.Лосенко награждается тремя медалями Парижской академии. Крупнейшие
творческие индивидуальности олицетворяют поколение русской художественной интеллигенции
невиданного прежде склада. Эти люди чувствуют себя своими в европейском искусстве Нового
времени.
Русское искусство, вырвавшись из рамок средневековья, не могло порвать сразу с
многовековыми национальными традициями. Тот путь, который западная культура проходила за
три столетия, российская прошла за несколько десятков лет. Это касается как культуры в целом, так
и искусства в частности. Отсюда
спрессованность развития, то есть параллельное
существование нескольких стилевых направлений, несоответствие отдельных явлений
культуры объективным условиям и курьёзы в процессе формирования новой культуры.
Только с
середины XVIII века можно говорить о развития российского искусства в русле общеевропейских
тенденций.