128
. Центром образования стал учреждённый
в 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.
И. Шувалова Московский университет
в составе юридического, философского и медицинского
факультетов. При университете была предусмотрена специальная подготовительная гимназия с
двумя отделениями: для дворян и для детей разночинцев. Студенты получали различные
государственные привилегии, а выпускники - право на потомственное дворянство, что делало
университет привлекательным в плане карьеры. В 1773 г. в Петербурге открылось ещё одно высшее
учебное заведение - Горный институт.
Однако все созданные учебные заведения охватывали слишком малое количество детей
и не могли удовлетворить быстро возраставшую потребность в образованных людях. Да и
оторванное от семьи воспитание не могло быть популярным. Требовалась более практичная и
широкая система народного образования. В связи с этим в 1782-1786 гг. была проведена школьная
реформа по образцу самой передовой тогда австрийской системы.
В 1786 г. Екатерина утвердила Устав народных училищ, согласно которому, в каждом
губернском городе учреждались
главные училища
с четырьмя классами, а в уездных городах -
малые народные училища
с двумя классами. Новшеством стало ведение классно-урочной системы,
единых учебных планов, разработка методики преподавания. Для подготовки учителей специально
для народных школ стали открываться учительские семинарии и училища. Тем самым была
заложена основа системы начального образования. Всего к концу ХУШ века в России было
примерно 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учащихся. Кроме того, существовало домашнее
обучение и учеба за границей. Уровень грамотного населения составлял 6%.
Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук. Фигурой первой
величины в ней явился
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765), труды которого стали
серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии,
истории, филологии. Рост национального самосознания требовал выработки общенационального
литературного языка. И Ломоносов многое сделал в этом направлении.
Под эгидой Академии проводились исследовательские работы по разным отраслям,
устраивались научные экспедиции в отдаленные районы страны, участниками которых были
русские и иностранные естествоиспытатели, географы, историки: С.П.Крашенинников,
С.И.Челюскин, И.Г.Гмелин, Г.Ф.Миллер, П.С.Паллас и другие. В 1745 г. Академия наук издала
«Атлас России» на 19 больших картах (подобный атлас имела только Франция). Значительное
развитие получали география, ботаника, зоология, минералогия.
Наука второй половины XVIII в. примечательна небывалым
взлетом технической
мысли.
В историю вошли имена
И. И. Ползунова,
за двадцать лет до Дж. Уатта создавшего
универсальную паровую машину, и
И. П. Кулибина
- автора многочисленных изобретений
:«самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта, протезов для инвалидов и др.
Из гуманитарных наук (философия, филология, право, история) наибольшее развитие
получила история, которая стала на основе источников критически оценивать и устанавливать
причинные связи между событиями и явлениями: «История Российская» В.Н.Татищева, «История
российская с древнейших времён» М.М.Щербатова, работы И.Н.Болтина, Г.Ф.Миллера и др.
Русская наука сделала большой шаг вперёд. В стране работало уже много ученых, не
только приехавших из-за рубежа, но и отечественных. И всё же Россия во многом продолжала
отставать от передовых стран. Особенно это касалось распространения научных взглядов и
внедрения достижений науки в производство.