125
начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. учредило
проведение ассамблей,
явивших
собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях
вместе с мужчинами участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада
предшествующей эпохи. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. По воспоминаниям
современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя
достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи, и новое европейское платье вошли в
обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно.
Для облегчения освоения новых форм поведения в
1717 г.
было издано специальное
пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием
«Юности честное зерцало
или показание к житейскому обхождению».
Несколько ранее, в 1708 г. в России появился перевод
с немецкого языка сборника образцов частной переписки «Приклады, како пишутся комплименты
разны е .» , который содержал примеры писем на разнообразные случаи жизни, помогал воспитывать
письменную культуру дворян.
Традиционно принято считать, что приобщение дворянства к европейскому опыту
привело к разрыву между культурой народа и культурой дворян. То есть, в рамках русской культуры
возникло
две субкультуры.
Более того, часть исследователей настаивают на том, что возникли не
две разные культуры, а
культурное многоголосие.
Суровые меры, к которым приходилось прибегать Петру, порождали недовольство. В
народе ходили слухи, что царь не настоящий, что его подменили. Апологеты древнерусской старины
склонны были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну,
требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской
эпохи противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части общества, была
идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный
путь ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе».
За время правления Петра Россия стала империей, с которой считались в Европе. Был
осуществлён цивилизационный сдвиг, который сблизил Россию с Европой. Но не следует забывать,
что всё это было реализовано за счёт усиления государственного гнёта, прежде всего по отношению
податным сословиям.
Вершины европейского прогресса достигались в России путём закрепления
крепостнических пережитков и усиления деспотизма,
умалявшего права всех сословий.
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XVIII ВЕКЕ
Для успешного развития начатых реформ России требовались новые образованные
кадры. Решалась эта задача разными путями. Во-первых, на русскую службу привлекали
иностранцев разных профессий. Во-вторых, более тысячи молодых людей были отправлены за
государев счёт на учебу за границей. В-третьих, начала создаваться своя система образования.
Двадцатого января
1714 г.
был издан указ, согласно которому
к первой дворянской
обязанности —служить, была добавлена еще одна - учиться.
До 15 лет дворянин должен был
обучиться грамоте, «цифири», т. е. счету, и геометрии, в противном случае ему нельзя было
жениться.
Начало светскому образованию
в России было положено открытием
по указу 14
января 1701 г. Школы математических и навигацких наук,
разместившейся в Сухаревой башне в
Москве. В 1712 г. были созданы
Артиллеристская и Инженерная
школы, а в 1715 г. -
Петербургская Морская академия. В этих учебных заведениях высшего чина преподавались точные