126
науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В
1707
году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана первая
Медицинская школа при Московском госпитале.
Госпитальные школы появились позднее в
Петербурге, Кронштадте, Колывано-Воскресенске (Сибирь) и других городах России. Обучение в
них, в отличие от европейской схоластической системы, было клиническим: учащиеся
непосредственно участвовали в лечении больных, вскрывали трупы, осваивали приготовление
лекарств. В большом объёме преподавались фармакогнозия, фармакология, фармация, ботаника.
Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах.
Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда
по требованию момента, начал строить ее с вершины - со специального профессионального
образования, в то время как в России не было еще учебных заведений начального и среднего уровня.
Для решения этой проблемы стали открываться частные общеобразовательные школы- гимназии
(первая - в 1703 г. в Москве гимназия пастора Глюка), а
в 1715 г.
начали создаваться
цифирные
школы
низшей ступени и их варианты - гарнизонные и адмиралтейские школы, дававшие навыки
чтения, письма и счёта. Как ни странно, при общей секуляризационной политике в петровское время
более устойчиво развивалась система церковного образования, представленная епархиальными
школами. В дворянских семьях преобладало домашнее обучение.
С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было
присутствовать отставным солдатам с хлыстом в руках: «а буде кто из учеников станет
бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».
Общее и специальное образование складывалось в определенную государственную
систему, приобретало сословный характер. Однако оно формировалось импульсивно, без плана, как
попытка решить сиюминутные потребности государства в кадрах.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников.
В 1701 г.
преподаватель Славяно-греко-латинской академии
Федор Поликарпов
выпустил
«Букварь
словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим»,
а
в 1703 г.
вышла знаменитая
«Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого,
которую М. В. Ломоносов
назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».
В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются
новые типографии.
В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым
гораздо более простым гражданским.
Старый шрифт продолжал использоваться только в
церковной и богослужебной литературе. С января 1703 г. в России стала издаваться первая печатная
газета для широкого читателя - «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся
в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.
В начале века начала формироваться система культурно-просветительных учреждений.
Развитие книжной торговли означено открытием в 1714 г. в Петербургском гостином дворе
государственной книжной лавки. В этом же году появилась первая Государственная публичная
библиотека. Библиотеки стали создаваться при новых учебных заведениях. Многие дворяне заводили
личные библиотеки.
В 1719 г. открылся для посетителей первый русский естественно-исторический музей -
Кунсткамера, где экспонировались разные редкости, старинные книги, «монстры», кости вымерших
животных и т.д.
Реформы Петра положили
начало развитию отечественной науки.
Из Европы в
Россию пришли математика, геометрия, тригонометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и
философия. Западные специалисты, приехавшие в Россию, познакомили русских с великими