124
прекратили просветительскую деятельность. Церковь перестала быть носительницей православных
начал в государстве. К тому же в среде духовенства находилось наибольшее число противников
обновления страны. Всё это определило необходимость церковной реформы. Рядом царских указов
первых лет ХУШ в. была сокращена самостоятельность священников в государстве, разрешено
свободное вероисповедание.
В
1721 г.
в России было упразднено патриаршество, а
руководство церковью передано
светскому государственному ведомству
—
Синоду (или Духовной коллегии).
Фактически члены
Синода приравнивались к чиновникам других госучреждений. Надзор за их деятельностью
осуществлял обер-прокурор, который со временем стал руководителем Синода, облечённым
неограниченной властью. Духовенство превращалось в особый служилый класс, в обязанности
которого входило не только защищать правительственные реформы, но и доносить в тайную
канцелярию об открытых на исповеди злоумышлениях на жизнь царя, измене и пр. Монашество
потеряло бывшую власть над землями и финансами, и теперь было обязано найти «общеполезные»
занятия (чтобы не «тунеядствовали», а прибыль обществу приносили) - прядильные мастерские,
приюты, лазареты и др.
Результатом
церковной
реформы
стало
закрепощение
духовенства,
его
интеллектуальное и духовное оскудение, переход основной его массы в социальные низы,
ослабление нравственного влияния на общество. Церковная культура перестала доминировать в
глазах общества, ушла в тень.
На православную церковь под государственным руководством была
возложена задача, примирить традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее
государственного прогресса и монархического всевластия.
Реформа привела не только к подчинению Церкви государству, но и к абсолютизации
государственной власти, её освобождению от всех религиозно-нравственных норм. Судьёй
решениям и делам Верховной власти стала сама Верховная власть.
По мнению историка С. Ф. Платонова, Петр проводил свои реформы
без четкого
плана, отзываясь на первоочередные потребности.
Главным стимулом его деятельности были
военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского
уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме
того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и
быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в
Москве. Там он обрел первых друзей и, по словам князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый
быть». Этой
иррациональной душевной склонностью
Платонов объяснял то
огромное значение,
которое Петр придавал реформам в области быта.
В противовес данной точке зрения укажем, что реформирование дворянского быта,
кроме душевной склонности Петра, имело и другие весомые основания. Царь хотел избавиться от
старых обычаев и нравов и придать
европейский лоск русской аристократии, что должно было
способствовать росту авторитета и доверия к России на Западе.
Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. издаются и оглашаются с
барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, носить
платье немецкое и французское, парики. Приверженцев русской старины, жестоко наказывали. Царь
сам резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами, били батогами. Купцам
за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга.
ХУШ век начался введением
нового летоисчесления.
Если до этого счёт годам вёлся от «сотворения
мира», то указ предписал «исчислять с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700
года». Переход произошёл на основе юлианского календаря (старого стиля) в отличие от
большинства западных стран, где применялся григорианский календарь (новый стиль). Было
введено
празднование Нового года
с установкой на улицах наряженных ёлок. Распоряжение