123
Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Уходила в
прошлое Древняя Русь, Россия вступала в Новое время.
Реформирование России было неизбежно, и это хорошо понимал Пётр. Государство не
могло продолжать своё развитие в состоянии изоляции, оставаясь замкнутым царством с отсталыми
военными и экономическими структурами, в отрыве от европейского просвещения, науки и техники.
Реформы Петровской эпохи носили всеобъемлющий характер и оказали устойчивое
воздействие на экономическую и социальную жизнь, государственное устройство, культуру, быт,
внешнюю политику, вооруженные силы. При этом методы реформирования и значимость
преобразований, по мнению некоторых мыслителей, сопоставимы с революцией.
Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента -
решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.
Очевидно, что преобразования носили двойственный характер. С одной стороны, они проводились в
интересах дворянства и в условиях крепостничества вели к ухудшению положения народа, усилению
деспотии. Но, с другой стороны, реформы стимулировали сохранявшиеся ещё возможности
феодального строя и тем самым способствовали развитию общества, выполняя прогрессивную роль.
Реформирование России, начатое Петром, привело к трём важнейшим результатам:
1.
Значительно сократилось отставание экономики и культуры России от
передовых стран Европы;
2.
Россия превратилась в могущественную державу, вошла в число великих
европейских стран;
3.
Россия стала державой с современной сухопутной армией и сильным
военно-морским флотом.
Достигнутые результаты стали возможны благодаря энергичной деятельности Петра 1,
его умению подбирать и опираться на надежных помощников во всех областях
деятельности.
Несомненно,
многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено
ходом истории и давало себя знать еще в XVII в.,
однако качественный скачок, произведенный
усилиями Петра, был поистине титаническим. При этом определённые глубинные механизмы
культуры не только продолжали функционировать, а даже ускорили свои обороты. Так, церковь,
которая и раньше была тесно связана с государственной властью, была ею полностью подчинена.
Наметившийся разрыв между верхами и низами общества в результате европеизации превратился в
пропасть.
Религиозный философ начала XX века Г.В. Флоровский считал, что именно
новое
место церкви в государстве и обществе, а не «западничество» было настоящим «переворотом»
петровского времени
. Ещё во времена Алексея Михайловича появилась идея надконфессионального
государства. Для Петра эта концепция стала исходным моментом государственных преобразований.
На пути к имперству самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь.
В системе
петровских преобразований церковная реформа носила последовательный и принципиальный
характер.
К концу ХУП в. русское духовенство в основной своей массе являло удручающее
зрелище. В среде приходских священников и в монастырях
процветали грубость нравов,
стяжательство, невежество и темнота. Монастыри утратили своё бывшее ранее культурное значение,