122
осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан
лежат образование и распространение науки, по сему
носителем государственной власти должен
быть «философ на троне» - просвещенный монарх, который должен править, опираясь на
строго соблюдаемый закон.
Ф.Прокопович являлся также идеологом церковной реформы, обосновывал
необходимость подчинения церкви государству, секуляризации церковных и монастырских имений,
отмены патриаршества и учреждения Синода.
Во второй половине века идеология «просвещенного абсолютизма» разделялась
большинством деятелей русской культуры, представлявших и консервативное направление
(А.П.Сумароков, М.М.Щербатов), и просветительское (Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин). В своих
статьях они стремились «истину царям с улыбкой говорить», «учить царствовать монарха».
Екатерина П, в свою очередь, стремилась предстать в образе «мудреца на троне» и формировала
новую политику самодержавия. Суть этой политики заключалась в том, что взаимоотношения
государя и подданных должны быть основаны не на слепом послушании, а на сознательной
совместной деятельности на «благо государства».
В петровское время была разработана
новая концепция отношения к личности.
Человека начали воспринимать как активно действующую личность, ценную саму по себе и еще в
большей степени за «услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а тем более не
национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на высокую
ступень социальной лестницы. Идеалом эпохи стал человек-гражданин, человек-патриот.
Важным фактором общественной жизни второй половины ХУШ в. было
развитие
национального самосознания.
Это нашло выражение в повышении интереса к русскому языку, его
истории, становлении нового литературного языка на основе сближения разговорного и книжного.
Формировался русский общенародный разговорный язык на основе московского диалекта. В 1783г. в
Петербурге была создана Российская академия - научный центр по изучению русского языка и
словесности во главе с Е.Р.Дашковой. Много сделали для становления русского языка
М.В.Ломоносов и Н.М.Карамзин. Расширялся также интерес к отечественной истории, фольклору,
народной культуре. Впервые стали издаваться пословицы, песни, сказки, былины.
Новые идеи, сложившиеся под прямым влиянием западной мысли, привели к созданию
светской культуры, перестройке всей интеллектуальной сферы на основе рационализма и гуманизма.
Культура нового типа оказалась жизнеспособной, стала и остаётся до сих пор доминирующей.
Заимствование иноземного опыта ещё раз подтвердило (вспомним мощное влияние Византии на
развитие Древней Руси) могущество русского национального духа, имеющего силу переработать
иную культурную традицию, сделав её своей. Однако усвоение новшеств было неравномерным.
Слой просветителей и поместное дворянство по-разному восприняли культурный материал
Просвещения. Другие сословия (купечество, казачество, священнослужители) осваивали лишь
отдельные элементы западной культуры.
Четкий водораздел между европеизированной культурой
дворянства и традиционной культурой народа проведен, скорее, в научной оценке этого факта, а в
жизни граница дробилась на множество переходных ступеней.
Появление просвещенческой светской культуры не означало радикального разрыва
культурного поля.
Ликвидации прошлого культурного опыта не произошло, изменились лишь его
оценки и место в духовной жизни.
В новое время пирамида культурно-духовных ценностей словно
перевернулась: «низкое» оказалось наиболее востребованным и ценным. Обыденная практическая
жизнь по своей значимости потеснила высшие духовные богатства.
РЕФОРМЫ ПЕТРА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ