121
учения в протестантской трактовке, масонство на самом деле уже с первых своих шагов стало
стойким оппонентом католической церкви, отстаивая секуляризацию мира и перестройку его на
прогрессивных, рациональных началах.
В России масонство стало известно в петровские времена, а первая ложа, по
достоверным источникам, была открыта в Петербурге в 1731г. До конца 70-х гг. продолжался период
становления и укрепления масонских лож на русской почве, находившихся под влиянием
английской системы. Само масонство в эти годы было скорее модной забавой. Каких-либо
общественных потребностей в масонском «свете» в высшем слое русского общества тогда ещё не
сформировалось, но было любопытство, тщеславие молодых людей и желание использовать
масонские связи для успешного продвижения по службе.
Конец 70-х - 80-е гг. - время расцвета русского масонства, господства в ложах шведской
рыцарской системы и розенкрейцерства. К концу века среди дворян доминировало
розенкрейцерство,
ведшее свою родословную от легендарного немецкого рыцаря Розенкрейца. Это
было консервативное направление, которое в политическом плане выступало сторонником
самодержавия и крепостничества, а в идейном плане противостояло атеизму и материализму
французских просветителей. Существенными сторонами деятельности этого братства были
увлечения магией и алхимией, а также огромная вера в преобразующую силу знания и стремление к
научным открытиям. Главной духовной идеей русских масонов было совершенствование духовного
мира личности через просвещение и активное делание добра. Братья широко занимались
благотворительностью (открыли и содержали несколько частных народных училищ, Педагогическую
и Философскую семинарии, Дружеское ученое общество), изданием книг и журналов,
проповедовали строгость и ответственность, нравственное благородство, самопознание и
самообладание - «ищи в самом себе истину». Строгая внешняя и внутренняя дисциплина масонских
лож «тесала дикий камень» сердца человеческого, воспитывая его в духе «аскезы», которая находила
своё воплощение в идеале «служения» Отечеству. Фактически масонство формировало самосознание
дворянства как общественной силы, объединяло его социально и духовно, ускоряло развитие
собственного интеллектуализма. Большинство видных русских просветителей, государственных и
общественных деятелей ХУШ - начала Х1Х в. принадлежало к масонским ложам или сочувственно
относилось к их идеям: И.П.Елагин, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, П.А.Татищев, И.П.Тургенев,
Н.И.Тургенев, Н.И.Панин, А.М.Кутузов, В.И.Баженов, А.С.Пушкин, Ф.Н.Глинка. П.И.Пестель,
Г.С.Батеньков, Н.А.Римский-Корсаков, М.М.Сперанский и др.
В интеллектуальном мире новой России выделилось несколько ключевых тем,
отразивших национальную специфику. Среди них центральное место отводилось
идеологическому
обоснованию абсолютизма
, с которым связывалась судьба преобразований.
Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о
богоданной природе государства, царской власти. Но в начале ХУШ в. в Россию стали проникать
раннепросветительские идеи «естественного права». «общественного договора», «общего блага».
Выводы западных философов о человеческой природе государства порождали представление о том,
что «государство есть средство преобразования общества, инструмент, с помощью которого можно
обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные
возможности человеческого разума стали важными элементами русского общественного сознания.
Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович (1681-1736),
обосновавший в своих сочинениях («Духовный регламент», 1721; «Правда воли монаршей»,1722)
официальную политическую доктрину русского абсолютизма. Опираясь на западные теории и
традиции Московского царства, Прокопович развил концепцию неограниченной власти монарха,
приоритета светской власти над церковной. Это был первый в России вариант т
еории
просвещенного абсолютизма.
Теория обосновывала главенство светского начала, разума, науки,
опирающихся на просвещенную государственную власть, главной обязанностью которого является