120
людей.
Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков
оставался
сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов»
.
Взгляды Новикова типичны для русского Просветительства. Представители этой первой
в России антифеодальной идеологии выступали с идеей ограничения крепостной эксплуатации (но
не уничтожения её), призывали к гуманному отношению к крестьянству.
Крепостничество
воспринималось ими как нравственное зло, а вовсе не как социальная несправедливость
. Русские
просветители делали акцент на высоких нравственных ценностях, таких как гражданственность,
чувство долга, гуманизм, уважение к личности. Они верили в грандиозную способность
человеческого разума переделать мир по иной, более совершенной модели.
Интересные и обстоятельные размышления по этому вопросу содержались в сочинениях
А.Д. Кантемира, В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова. Общее мнение сводилось к тому,
что крепостное право в России — продукт ее исторического развития и уничтожить его без
серьезных политических и социальных изменений не удастся.
Во второй половине 70-х гг., развивая идеи просветительства,
Александр Николаевич
Радищев
(1749 - 1802) в критике самодержавия и крепостничества пошёл дальше своих
современников. Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же
выходила за рамки этого течения. Радищев
был сторонником революции.
В оде «Вольность» А. Н.
Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь.
Главное произведение Радищева - «Путешествие из Петербурга в Москву», по
недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. В нем
перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства
Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в
Москву. В контраст бесчеловечным образам господ Радищев приводит образы крестьян,
сохраняющих, несмотря на бедственность своего положения, внутреннее достоинство и душевную
красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был
уничтожен, а автор отправлен в ссылку. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал
«Путешествие» А. С. Пушкин.
На формирование русского просветительства оказали влияние не только западные
мыслители, но и европейское масонство.
Масонство —это сложное и противоречивое религиозно
философское, этическое и политическое течение, форма самоорганизации элиты общества.
Целью современного масонства является достижение всем человечеством, независимо от расовой,
национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, «царства истины и
любви», земного рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и
умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и
национальные государства, которые должны быть уничтожены. Конечный идеал масонства: новая
религия (религия гуманитаризма ) и сверхгосударство, богом которого станет человечество, мораль
которого не религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей.
Масонство, возникшее, вероятнее всего, в Англии ХУ1 в., отразило многие
противоречия эпохи. С одной стороны, это Возрождение с его гуманизмом и социальными утопиями,
а с другой - ярко выраженное религиозное сознание, интерес к мистицизму и вера в
сверхъестественное, таинственное. Идейными основами течения стали античная философия и
постулаты крупнейших мировых религий (христианство, иудаизм, отдельные элементы буддизма).
Свою задачу масоны видели в том, чтобы, очистив себя от греха и отрешившись от мирских
соблазнов, прислушаться к внутреннему голосу совести. Торжествующая совесть и деятельная
нравственная жизнь - вот истинный путь вольного каменщика к божественному свету. Можно
сказать, что в философском плане масонство есть идеализм, проповедующий превосходство
духовного, вечного над земным, временным. Однако, воздвигнутое на фундаменте христианского