119
Перерастание государственного просветительства в эпоху Просвещения в России шло
иначе, чем в Западной Европе, и имело несколько иное содержание.
Если для европейского
просвещения главной задачей была выработка положительных научных знаний, то в России
—
усвоение знаний, преодоление традиционности при помощи чужих рациональных знаний.
Иначе
говоря, приоритетным направлением было не развитие науки, а обучение, школа; не написание
новых книг, а их распространение. Полноценная эпоха Просвещения началась в середине ХУШ в.,
когда на почве развивавшегося образования появились мощные фигуры, усвоившие европейские
интеллектуальные традиции и умевшие через их призму видеть русское общество.
Формирование собственной идеологии просвещения в России выразилось в
адаптировании идей французских и английских просветителей
, в первую очередь в работах
С.Е.Десницкого, И.А. Третьякова, Д.С.Аничкова, М.М.Щербатова. Попытки выработать
собственные концепции, сформулировать свою систему идей чаще предпринимались в отдельной
области знаний и деятельности. Это просветительская система Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина,
И.Н.Панина;
это педагогическая концепция бессословного образования В.В.
Попугаева; представления И.А. Крылова, Г.Р. Державина, Л.П. Сумарокова о нравственном облике
дворянина.
Одной из центральных идей русского Просвещения была
идея воспитания
совершенного человека.
Оригинальные мысли по этому поводу высказывали В.Н.Татищев и
А.Кантемир. Была даже предпринята практическая попытка выведения новой породы людей. В 1764
году Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании
особого пола юношества». Согласно данному проекту, предполагалось создание закрытых
«воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 3-6 лет. Считалось, что в таком
возрасте дети ещё не испорчены порочным влиянием окружавшей их среды. Будущие «люди новой
породы» набирались из дворянских сирот, обедневших дворянских семей и безродных подкидышей.
После открытия Московского воспитательного дома, его филиал появился в Петербурге. Многие
крупные чиновники стали открывать подобные учреждения в своих губерниях.
Как ни странно, передовыми идеями была захвачена сама императрица
Екатерина II
.
Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и
упорно старалась создать о
себе мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне»
. Реальность, однако, была
далека от провозглашаемых идей. Екатерина и сама понимала это. «Вашими высокими идеями
хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо», - писала она в своем письме к Дидро. И все
же ей хотелось быть идейным лидером русского общества. II половина XVIII в. - это время особой
популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начала
издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось
различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского
общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому
непостоянству и т. д.
Затея императрицы потерпела неудачу. Ее издание в свою очередь стало объектом
едких насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный
представитель русского Просвещения
Николай Иванович Новиков
(1744 - 1818). Кроме
журналистики, просветительская направленность его деятельности проявилась в издании памятников
древнерусской литературы: с 1773 по 1775 г. в свет вышло десять томов «Древней Российской
вивлиофики» ( т.е. библиотеки).
Новиков прекрасно знал, кто скрывается под вывеской «Всякой всячины», выпады его
били точно в цель. Екатерина безуспешно пыталась острить в ответ. В конце концов «Трутень» был
закрыт. Это, однако, не остановило Новикова - он начал издание журнала «Живописец», в котором
продолжал линию, заложенную «Трутнем», хотя уже более осторожно. В его изданиях осмеивались
сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась
идея равенства