118
Таким образом, российский культурный архетип оказался довольно сильным и
устойчивым.
Новая культура России не отвергла, а скрыла в себе культуру средневековья.
Смешение традиционных истоков (часто скрытых) и новых заимствованных ценностей (часто пре
увеличенных) создало уникальный культурный сплав, который составил особенность и очарование
культуры XVTTT века в России. Художественный образ века, смешавший две культурные традиции в
самых немыслимых сочетаниях, стал неповторимо своеобразен и до сих пор полон
притягательности.
ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
XVTTT век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как
эпоха
Просвещения.
Эпоха Просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и
приоритетов, мотивацию принятия решений и механизмы осуществления национальных задач.
Каковы же новые ценности, выработанные веком Просвещения? Прежде всего, это утверждение
культа разума и идеи «просвещения умов», т.е. нравственного и гражданского воспитания.
Основное содержание века Просвещения —
переход от мифологического понимания мира к
научному знанию о мире.
Произошла смена самих источников знания: от мифа и традиции к
научным истинам. В общественной мысли
возникла идея прогресса как объективного смысла
мировой истории.
Научный поиск в области социальных отношений совершался с высокой целью
— создание идеальной модели общества и образца совершенного человека. Безграничная вера во
всемогущество человеческого разума и научного знания сформировала
просвещенческий миф,
которому была суждена долгая жизнь. Казалось, что стоит
раскрыть людям глаза, привив им
научное знание, как порочные немедленно исправятся, дурные установления отомрут, и жизнь
людей станет прекрасной.
Предполагалось, что умные сочинения развеют главное, что мешает
счастью, — невежество.
Прогресс в понимании идеологов просвещения напрямую зависел от
успеха просветительской деятельности.
Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. —
Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Они стремились
проанализировать общественные отношения с
позиции ни чем не ограниченного разума.
Основой идеологии Просвещения было представление о
«естественном равенстве»
всех людей независимо от сословной принадлежности. Идеологи
Просвещения искренне верили в
возможность всеобщего благоденствия.
В Европе идеи
Просвещения стали знаменем борьбы набирающей силы буржуазии, «третьего сословия» против
отживающего свой век феодального общества с его жесткой общественной структурой, в которой
положение человека определялось не качествами «ума и сердца», а происхождением.
Главная особенность русского просветительства
—
исключительно большая роль
государства и Петра I.
Культурная политика во времена Петра Tприобрела особое, приоритетное
значение и составляла сущностную сторону всех петровских преобразований вообще. Сам облик
великого государя — и реальный, и особенно мифологизированный — воплощал в себе идею
всеобщих перемен. Вспомним картину В.А. Серова «Петр T», один из лучших портретов первого
императора России. Высокий, могучий человек стремительно идет по берегу моря навстречу ветру, а
за ним спешат, сгибаясь и изнемогая, его приближенные. Аналогичный по содержанию образ Петра T
воплощен и в знаменитом памятнике Э.-М. Фальконе и М.-Э. Колло на берегу Невы («Медный
всадник»).
Просветителями сначала выступили люди, имевшие власть. Ни церковь, ни дворянство
не только не поддержали нововведения, но даже сопротивлялись им. Поэтому
просветительская
политика государства имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный
характер.