114
им находящая скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами:
толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стулцы»87.
Самой яркой фигурой нового направления был
Симон Ушаков
(1626 - 1686) -
царский изограф и теоретик живописи.
Его теория по существу
разрывала с иконописной
традицией
, требовала правдивого изображения святых
«как в жизни»
, превозносила
эстетическую сторону иконы. То же отражали его произведения. Но они носили двойственный
характер, соединяя черты иконы и картины. Ушаков не смог до конца освободиться от
средневековой техники. Любимые темы мастера - «Спас Нерукотворный» и «Троица». В
«Спасе»
он добился телесного тона лица, почти классической правильности черт, объёмности. Однако, как
отметила Н.А.Дмитриева, ему не доставало чувства человеческой индивидуальности, характера,
«икона стала жизнеподобной, но не стала жизнеспособной.
«Нерукотворный Спас» Ушакова,
нежным, дымчато-золотистым рельефом выступающий из белого плата, в сущности, совершенно
безличен. Объёмная моделировка
не выявляет внутренней жизни
в этом скучновато
симметричном, благообразном лице: оно просто выглядит «одутловатым»88.
Композиция
«Троицы»
(1671 г.) почти полностью соответствовала классическому
образцу - иконе А.Рублёва. Но она заметно отошла от неё по сути. «Не только многочисленные
предметы на столе снижают высокую символику Рублёва до уровня повседневности, но и древо
жизни вновь становится ду б ом . Совершенно условные палаты, символизировавшие у Рублёва
домостроительство Святой Троицы, превращаются у Ушакова в замысловатый архитектурный
ансамбль итальянского типа. Вся
икона становится изображением бытовой сцены
, но никак не
символом горнего мира»89. Композиция ангелов Ушакова кажется опущенной вниз, дерево и
аркада давят на фигуры сверху и сплющивают круговую схему иконы. Кардинально изменился
цвет, он стал тяжёлым, густым, наложен светонепроницаемым слоем. Облик ангелов далеко не
хрупок и лишён одухотворённости.
Из-под кисти Ушакова выходили иконы сложного содержания, с большим
количеством персонажей (Седьмой Вселенский собор), с введением реального пространства и
реального времени (Древо государства Московского). Это были уже
не столько иконы как
моленные образы, сколько историко-аллегорические картины с развитой идеологической
концепцией.
Развитие реалистических тенденций в иконографии привело к
появлению
портретного жанра.
Этому способствовало и мировоззрение переходного периода,
выдвинувшее на первый план не идеального рублевского человека, а конкретного, живущего
свободной мирской жизнью. Портрет - парсуна (от лат. «персона» - личность) появился на рубеже
XVI-XVII вв.
Это первые светские портреты, но написанные в иконографической манере.
В
парсунах художникам удавалось передать внешнее сходство и отчасти отразить характер
человека. Лучшие работы: портреты Ивана IV Грозного и князя М.В.Скопина-Шуйского.
Искусство XVII в. сделало огромный шаг вперед в своем развитии, но не привело пока к созданию
нового творческого метода.
Какой высокой нравственной силой должен был обладать русский народ, создавший
87Цит. по: Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С.235.
88 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. М., 1986. С.204, 206.
89Раушенбах Б.В. Геометрия картины . С.307.