Стр. 113 - 2

Упрощенная HTML-версия

113
государства и церкви, борьбу с ересями, отрицавшими икону вообще. Большое место в культуре
занимали идеи укрепления и прославления России в духе теории «Москва - третий Рим». Все это
вызвало бурные споры вокруг иконописи. Стоглавый Собор 1551 г. закрепил каноны, введя
иконописные подлинники. Однако теоретические выводы Стоглава не соответствовали практике
искусства, ушедшей далеко вперед. Каноны переставали восприниматься как внутренний
стержень, а превращались в некую схему. Иконописец все больше ощущал себя живописцем,
нежели богословом. А икона воздействовала на зрителя внешней красотой, а не внутренним
откровением.
В стилистике иконы
усилилась декоративность, любовь к второстепенным
деталям, измельченность и перегруженность композиции, многофигурность
. Но личное
письмо утратило невыразительность, в ликах не стало жизни, они перестали быть смысловым
центром иконы, писались темной охрой. В иконах было утрачено исихастское наследие, из них
ушел свет, краски потеряли свою звучность и чистоту. В итоге -
«живопись чрезвычайно тонкая
и изукрашенная, подчас весьма виртуозная, но в общем мелочная:
в ней нет ни глубины
86
чувства, ни высоты полета - это мастерство, а не творчество» .
В иконографии усилилось символическое начало:
сложные метафоры, аллегории,
символы, которые были не всем понятны.
Распространившиеся идеи возмездия нашли
выражение в новых картинах страшного суда с бесчетным количеством бесов, где подчеркивался
драматизм загробных мучений, передаваемых с отталкивающим натурализмом. Одновременно в
искусстве все сильнее проявлялись реалистические тенденции: бытовые сцены, пейзаж,
княжеские портреты вызывали яркое чувство жизни и подводили храмовую живопись к светской
картине.
В конце века
в иконографии образовались два разных художественных направления.
Первое -
годуновская школа
, стремившаяся следовать монументальным образам Рублёва и
Дионисия, но, по сути, архаичная и эклектичная. Второе -
строгановская школа
эстетизирующего декоративизма и лиризма с тщательным, очень мелким письмом, изощрённым
рисунком, обилием золота и серебра.
Природа иконы перерождалась
, она переставала учить
вере. Монументальный моленный образ постепенно умирал.
XVII век —переходный период от искусства мистического реализма к светскому.
До середины века в живописи шла борьба двух направлений: годуновской школы и
строгановской, - в ходе которой утверждалась новая эстетика. Во второй половине столетия
иконописцы медленно отходили от догматов и осваивали гуманистическую культуру Запада,
искали новые художественные идеалы. Художник
Иосиф Владимиров
ратовал за
«благообразность» (красоту) и «светлость» (свет) в иконе. Он понимал свет не как внутреннее
озарение Духа, а как свет внешний, что объясняло появление светотени. Красота для него - это
телесная красивость, отсюда и «живоподобие»
. Атрибутом святости стало совершенство
форм, а не аскетизм изнурённой молитвами и постами плоти. Эти новые установки вызывали
яростное негодование у сторонников традиции, например, у протопопа Аввакума: «Воздри на
святые иконы и виждь угодившия Богу (увидь угодников Божьих), како добрыя изуграфы подобие
их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чувства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия
86 Трубецкой Е.Н. Россия в ее иконе.//Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. С.434.