Стр. 115 - 2

Упрощенная HTML-версия

115
на заре своей истории такое удивительное искусство, выразившее постоянное стремление людей к
красоте духовной! Ни мощное заимствование византийской культуры, ни разрушительное
действие ордынского ига не могли помешать русской живописи иметь
своё яркое самобытное
лицо
. Складывавшаяся веками славянская народная культура активно соперничала с
догматической церковной традицией, внося в неё живительные силы, создавая богатое
своеобразие местных творческих школ.
Апофеозом,
«Золотым веком»
русской иконописи
стало
искусство XIV-XV вв.,
выразившее патриотический подъём борцов за национальную
свободу и объединение разрозненных земель. Но потом общий уровень стал заметно снижаться.
Активное проникновение в икону реалистических элементов вступило в глубокое противоречие с
её идейным строем. Икона «перестала быть свидетельством православия»90, что говорило о
падении уровня церковного сознания в XVII веке.
Однако, древние иконы остались навсегда как
высокие образцы искусства. Они и сейчас поражают нас удивительной цельностью и глубокой
одухотворённостью.
XVII
век, являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то
время был веком ее завершения.
Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское
общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое
наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла
на пороге Нового времени.
В
культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и
прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства
церкви.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ: УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ХУШ век в России, или «век Русского Просвещения», - период постепенного перехода от
древнерусской культуры к культуре Нового времени,
формирование русской национальной
культуры.
Начало этому процессу положили петровские реформы, бывшие первой
последовательной попыткой модернизации России «сверху». Главное содержание петровских
реформ составила
секуляризация культуры
(т.е. её «обмирщение»), разрушившая средневековую
90Успенский Л. Указ.соч. С.21.