110
прекрасного лицом и душой.
Лик Спаса Рублёв написал по-новому,
мягкими светлыми тонами, без движков.
Он
использовал технику плави,
где тона накладывались в несколько слоёв: снизу - более яркие,
сверху - прозрачные, светлые; причём нижние слои просвечивали сквозь верхние, создавая
ощущение глубокой одухотворённости, просветлённости. Золотое неяркое свечение тела Спаса -
это божественный свет, устремлённый к сердцам людей.
С полной силой дарование мастера проявилось в иконе
«Троица»,
в которой была
дана новая концепция канонического сюжета. До Рублёва Троицу изображали двояко:
1. Явление Аврааму Бога в сопровождении двух ангелов (то же у Феофана Грека),
2. Три ангела с крещатыми нимбами, представлявшие в равной степени Христа.
Эти Троицы не могли в полной мере передать сложный троичный догмат. Рублёву же
удалось найти такие художественные средства, с помощью которых он
с поразительной
точностью воплотил главный догмат христианства.
Академик Б.В.Раушенбах смог доказать
это, опираясь на приёмы формальной логики и свойства математического объекта - вектора. На
иконе представлены все качества, которыми обладала Троица по учению Церкви:
79
1. Триединость (изображены три Лица с одинаковыми нимбами) ,
2. Единосущность (каждое лицо являелось Богом: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой
Дух; они однотипны);
3. Нераздельность (жертвенная чаша объединяла всех трёх, жесты рук направлены к
ней);
4. Соприсносущность (Троица могла существовать лишь вместе и всегда - ощущение
вечности передано через спокойную безмолвную беседу ангелов, длящуюся бесконечно);
5. Специфичность (Лица на иконе не различны, но различаемы по одеяниям, позам,
жестам);
6. Взаимодействие (показано в виде безмолвной беседы);
7. Святость (подчёркнута нимбами, образами ангелов, а также горой);
8. Живоначальность (передана условным изображением «древа жизни» за спиной
среднего ангела)80.
Однако содержание иконы не ограничено воплощением догмата, оно гораздо шире.
Оно отражало идеалы эпохи и просветительской деятельности Сергия Радонежского, в память
79В литературе существуют разные толкования по поводу персонификации ангелов (Отец, Сын или Святой Дух). Но,
возможно, Рублёв сознательно не показал чётких признаков каждой ипостаси, исходя из догматических соображений.
80 См.: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С.297-313; Он же. Логика троичности.// Вопросы
философии.1993. №3. С.62-70.