Стр. 109 - 2

Упрощенная HTML-версия

109
идущего на крест во искупление его грехов. Но как напоминает этот образ героя-воина,
мужественного освободителя земли русской!
Для создания своих ярких образов Феофан Грек использовал довольно простые
художественные средства. Живопись его почти монохромна (одноцветна), красно-коричневых и
желтых охр, оттенки которых давали необычайно красочное многообразие, вызывали ощущение
как бы вибрирующей поверхности. Фигуры святых он расчерчивал энергичными белыми (или
голубыми, серыми, красными) мазками - бликами, пробелами, движками, которые выполняли у
него сразу несколько функций: 1) символизировали божественный фаворский свет; 2) лепили
форму; 3) усиливали экспрессию образа, создавали нужные эмоциональные оттенки. Манера
письма мастера резкая, стремительная, сильная, он любил размашистые линии, полные динамизма
формы, свободные композиционные построения.
В 1395 г. Феофан Грек переехал в Москву,
где руководил работами по росписи
церквей и теремов Московского Кремля. В том числе он вместе с Прохором с Городца и Андреем
Рублевым расписал в 1405 г. Благовещенский собор (сохранился иконостас). Под воздействием
русских мастеров и гуманистических идей, прежде всего Сергия Радонежского,
искусство
Феофана приобрело новые черты.
На смену утверждению сильной духом личности пришла,
правда
еще суровая, но все же успокоенность, сдержанность, величавая торжественность,
искреннее сочувствие к человеку.
Благовещенский иконостас представлял «мир, исполненный
классической гармонии и завораживающей красоты. Этот идеал ориентирован не на отказ от
мира, но на жизнь в мире... Телесное в образах Деисуса не просто очищено и преображено, на
нем лежит отблеск небесной чистоты и блаженства»
77
, что соответствовало распространившимся
на рубеже веков представлениям о гармонии души и тела.
Многие русские иконописцы испытали влияние мудреца и отменного живописца
Феофана Грека - первого изографа русского Предвозрождения. Однако настоящим образцом для
подражания на долгие годы стало творчество другого великого мастера - Андрея Рублёва.
Андрей Рублёв
(60-е гг. XIV в. - 1427 г.) был прежде всего монахом, прошедшим
школу уединённой молитвы, послушания и смирения. На его мировоззрение оказали влияние и
Сергий Радонежский, и атмосфера первых побед над Ордой, и возросший в обществе интерес к
личности. Отсюда глубокий гуманизм, высокий идеал человечности в его творчестве. С именем
Рублёва связан второй этап Предвозрождения,
«Золотой век» русской иконы.
Его творения
отличала глубина и одухотворённость человеческих образов,
уравновешенность и спокойное
состояние духа, гармония и согласие, мудрость и благородство, совершенная любовь,
изгоняющая страх и преобразующая мир.
Ему первому удалось особенно ярко выразить
национальные черты
: не только русский тип лица, но и склад характера. Абсолютным
выражением духа нации стал знаменитый
«Спас» из Звенигородского чина.
По выражению
Н.А.Дёминой, - это «воплощение типично русской благообразности. Самое значительное в этом
новом облике взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к
нему, в нём чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. . взгляд ясный,
открытый, благожелательный. Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет
достаточно душевных сил и энергии, чтобы отдать себя на поддержку тем, кто в этом
78
нуждается»
78
. В лике Христа соединились величие и простота, сила и кротость, непреклонность и
мягкость, задумчивость и открытость, лёгкая печаль и любовь. По выражению М.А.Ильина,
Рублёв
«очеловечил божество»
. Он создал высокий образец «совершенного человека»,
77 Колпакова Г.С. Указ.соч. С.168.
78Цит. по: Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. С. 102.