108
Феофан Грек
(30-е годы XIV в. - после 1405 г.) приехал в Новгород из Византии,
расписав уже более 40 церквей в различных странах. В его искусстве впервые были выражены
основные положения Георгия Паламы, и прежде всего
в монументальных фресках в церкви
Спасо-Преображения в Новгороде (1378 г.)
«Суровость феофановских образов, их особая
одухотворённость, их порой преувеличенная экстатичность - всё это связано с исихазмом», -
писал искусствовед В.Н.Лазарев, однако «он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты»73 и
более реалистично. Феофан не мог оставить незамеченными богословские споры в Новгороде и
ересь стригольников. «В отличие от византийского исихазма, проповедовавшего индивидуальное
спасение человека, стригольники выступали за спасение всех людей, народа в целом... Она
(мысль еретиков - авт.) звала людей на подвиг, осмысливала их действия и поступки, вдохновляла
на труд и творчество. Эти-то воззрения стригольников. вызвали создание вдохновенных
образов. Об этом говорят его праотцы, пророки, столпники. В них он наглядно воплотил
становление сильной личности, способной объединить людей и вывести их на путь спасения.
Исихастические свойства искусства оборачивались в пользу стригольнических воззрений,
укрепляя дух человека»74. Его
святые
наделены
яркой индивидуальностью и напряжённым
психологизмом.
За внешним покоем и самоуглублением в их лицах видится
драматизм,
мучительная внутренняя борьба, страсти и сомнения, а также призыв к
самосовершенствованию, обращённый к единоверцам.
При написании
столпников
Феофан активно использовал белый цвет,
символизировавший
свет Фавора.
Они демонстрировали
различные ступени обожения.
Так,
фигура Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Руки выставлены вперед -
поза принятия благодати. Глаз нет - они не нужны ему, он видел Бога внутренним взором,
духовным. Он живет в свете, он сам был свет. Этот исключительной силы образ иллюстрировал
православную мистику: подвижник в процессе богообщения погружался в свет, в божественную
реальность, но при этом не растворялся в ней, сохраняя свою личность.
Самая большая фреска
«Пантократор»
(Вседержитель) выполняла основную
идейную нагрузку, знаменуя второе пришествие грозного Бога. «Взирая с небес на землю,
Христос видит бездонную пучину греха. В его глазах - выражение грозной, внушающей страх
силы. В левой руке запечатанная семью печатями книга откровения Иоанна, которая будет
75
раскрыта только в день Страшного Суда» . Неистовый образ Пантократора
внушал чувство
страха Божия, то есть боязнь несоответствия тем высоким требованиям
, которые
предъявлял Господь к каждому человеку.
Колоссальное напряжение излучала фреска
«Ветхозаветная Троица».
Она написана
по каноническому сюжету «Гостеприимство Авраама» и в соответствии с принятым в XIV в.
выделением центрального ангела и его персонификацией. Однако Феофан сильнее других сделал
акцент на фигуре Иисуса, создав «своего рода
апофеоз единосущного
, без разделения на
ипостаси, божества, которому служат и люди, и небесные силы»76. Но и Он был готов служить им.
Глаза ангела не прописаны, в них горел огонь. Строгое, сосредоточенное лицо передавало
внутреннюю
собранность и силу Христа — мужественного защитника рода людского,
73Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. С.29.
74Ильин М.А. Указ.соч. С.47.
75Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Указ.соч. С.123.
76Ильин М.А. Указ.соч. С.51.